14-го февраля 2017-го года в российский прокат вышла мелодрама Олега Трофима "Лед".
Sony, которая то ли считала, что отечественный мюзикл не может привлечь современную российскую аудиторию, то ли стеснялась элементов этого жанра, убрала из промо-материалов почти все песни героев. Картину подавали как романтичный аналог "Чемпионов".
Лента Трофима собрала 26 миллионов долларов в российском прокате и 29 в мировом (данные "Кинопоиска"), что, вместе с успехом "Ла-Ла Ленда", который вышел в прокат за месяц до "Льда", убедило студию в том, что сочетание спортивной драмы, мьюзикла и мелодрамы в День Святого Валентина — гарант финансового успеха.
"Лед" еще не покинул кинотеатры, но СМИ уже говорили о готовящемся сиквеле. Вскоре Sony сообщила, что ленту поставит "народный режиссер" Жора Крыжовников, который после череды алкогольно-сортирных комедий, вроде "Горько!" и "Самый лучший день", снял 8-сериную драму о ВИЧ-инфецированном актере.
Было страшно.
Крыжовников, Петров, который чередует хорошие роли с просто Петровскими, трейлер, который спойлерит главную трагедию ленты -- казалось, фильм обречен.
Тем удивительнее, что на выходе мы получили неплохую драму об отцах, детях и пост-травматическом синдроме в стиле последнего альбома Майка Шиноды. "Неплохую" с одним преимуществом и горой недостатков.
Проблема в том, что все хорошее в ленте связано с Сашей Петровым, а не его героем или историей. Он здесь показывает весь спектр эмоций от абсолютного отчаяния и гнева, до безоговорочной любви и счастья. Крыжовников и Sony, наоборот, неустанно лажают.
"Лед 2" обманывает с постера
Некогда безответственный, но добрый Саша Горин в роли отца-одиночки цепляет, но обманывает ожидания многих зрителей — подобную драму можно было выпустить в любой день года, а не приурочивать к 14-му февраля и подогревать постером с героиней Аглаи Тарасовой, которая умирает еще в прологе (не спойлер — это показывают в трейлерах). Конечно, у всех разные представления о том, какой должна быть "праздничная" картина, но, думаю, ту, в которой один из "влюбленных" умирает, после чего сюжет прыгает на 10 лет вперед, выберет меньшинство.
К тому же, героиню Тарасовой внезапно делают сволочью, которая знает, что умрет во время родов, но не говорит об этом мужу, решая бросить его с маленьким ребенком и без понимания, как за ним ухаживать.
Все бы неплохо, но и драма Горина — это кривоватый плагиат
В статье для "Афиши" Евгений Ткачев, который активнее всех Telegram-авторов ругал "1917", несколько раз сравнивает "Лед 2" с "Брачной историей" Баумбаха и "Крамер против Крамера".
Судя по всему, подобные сравнения теперь будут применять ко всем картинам, в которых отношения показывают без розовой пелены, и тем более к тем, в которых герои судятся за опеку над ребенком.
Это смешно, потому что опекунская история второго "Льда" не "вдохновлена" фильмами Баумбаха и Бентона, а откровенно украдена из боксерской драмы "Левша" с Джейком Джилленхолом. Только, украв диалоги и действия героев "Левши", сценарист-Крыжовников забыл о контексте и правдоподобии.
Билли Хоуп из "Левши" — чемпион мира по боксу, который после смерти жены, с которой был вместе с детского дома, теряет страсть к спорту, получает дисквалификацию на несколько лет и пьяный попадает в аварию, из-за чего суд лишает его родительских прав. Чтобы вернуть дочь Билли возвращается к тому, с чего начинал — занимается с тренером в небольшом зале, в котором моет полы, оттачивает элементы техники, которые у него страдали ("Останавливать удары лицом — это не защита") и следует требованиям суда, потому что понимает — нарушить их значит никогда не вернуть ребенка.
Саша Горин из "Льда" бросает хоккей, из-за того, что не может совмещать игры с воспитанием дочери. Когда ребенок учится в 3-м классе, Горин работает таксистом и 8 лет не только не играет в хоккей, но и вообще не трогает коньки.
После ДТП, Сашу внезапно ограничивают в родительских правах, но он постоянно пытается забрать дочь, несколько раз почти попадая в тюрьму. Чтобы вернуть ее он идет к тренеру, с которым 8 лет назад поссорился, и возвращается к тренировкам. Из-за того, что элемент спортивной драмы Крыжовников решил уничтожить, после тренировочной нарезки Горин вновь превращается в хоккейного монстра.
Отличия в деталях: у Хоупа не было 8-летнего простоя, потому что отработать его, особенно после 30, невозможно; психологические проблемы Билли связаны с тем, что он только что потерял все, к чему шел — карьеру, семью, дом, команду; Горин же 8 лет как отец-одиночка.
Развязка тоже разная:
•во втором акте "Левши" Лейла (дочь главного героя, которую играет Уна Лоуренс) злится на папу, потому что считает, что тот не хочет забирать ее у социальной службы. Позже Билли объясняет, что пока не умеет принимать важные решения — этим всегда занималась его жена, он — только учится. Все становится хорошо, когда Хоуп побеждает в своем главном бою и понимает, что готов идти дальше.
•практически в концовке второго "Льда" Саша признает, что дочери лучше остаться с Ириной Сергеевной. Дочь это слышит, убегает, а позже говорит папе, что тот не хочет ее забирать, потому что она плохая, и плачет (этот ребенок плачет весь фильм и очень скоро начинает раздражать). Горин объясняет — он просто еще не готов быть отцом одиночкой, потому что сценарист забыл, что иначе никогда не было и именно Саша растил дочь до 3-го класса. После этого все обнимаются, катаются на коньках под "Сансару" и понимают, что любят друг друга.
Несмотря на все это, "Лед 2" оставляет относительно приятное послевкусие. Во многом благодаря Александру Петрову и нескольким удачным решениям, вроде тренировки под "Нас не догонят" и саундтрека в целом.
Увы, все это сочетается с часто неуместным юмором, который внезапно всплывает в драматичных моментах, плагиатом и притянутыми за уши и горы условностей сюжетными поворотами.
Зато героев больше не заставляют танцевать во время жизненно важных операций, хотя временами музыкальные номера кажутся лишними.