Когда политика начинает вмешиваться во все сферы человеческой жизни – историю, искусство, литературу, журналистику и т.д., очень важно быть готовым держать удар. Сегодня, в век информационных технологий, главным оружием стало слово, и войны ведутся теперь не как прежде – с применением физической силы и по кодексу воинской чести. Они перешли в сферу интеллектуальную. В этой войне нет никаких правил: информация крадется, подменяется, вбрасывается. Кто оказался хитрее и изобретательнее – тот и победитель. Если раньше необходимо было проливать кровь, чтобы покорить тот или иной народ, то сегодня достаточно уничтожить и переписать заново его историю. Иваны, родства не помнящие, не способны претендовать на завоевания своих предков, они лишаются земель, лишаются самосознания, они просто растворяются среди других народов. В подобную незримую, но очень опасную войну с распадом Советского Союза оказалась втянута и Осетия.
Несмотря на мнение мирового научного сообщества, которое давно закрепило за осетинами право претендовать на героическое наследие алан, кое-кто решил воспользоваться возможностями, которые предоставляют информационные технологии, и развязал настоящую информационную войну против Осетии. Выпуск бесконечного числа учебников истории, которые своим содержанием вполне могут конкурировать с произведениями прославленных авторов в стиле «фэнтези», создание всевозможных объектов архитектурного и скульптурного плана – что только не делается этими «кое-кто» для того, чтобы обосновать свои претензии на право называться аланами.
Неудивительно, что в такой ситуации появилась и быстро набрала популярность идея поставить скульптуры аланских всадников на въезде в Осетию. Впрочем, как говорит депутат Парламента РСО-Алания Зелим Ватаев, на самом деле идея поставить что-то подобное на нашей земле у него зародилась давно. А сложившаяся ситуация просто послужила катализатором для того, чтобы претворить эту мечту в жизнь…
В мастерской скульптора Таймураза Зангиева вовсю кипит работа. Творческий беспорядок, который там царит, можно рассматривать часами. Картины, скульптуры – множество как уже готовых интересных работ, так и находящихся в процессе проработки – детали, контуры, которые однажды станут единым целым.
Однако все отходит на второй план, ведь взгляд посетителя студии сразу устремляется в центр, где гордо восседает на коне сарматский воин. «Это уже мастер-модель», – поясняет Зангиев. Скульптура пока изготовлена из пластилина, что позволяет художнику день за днем вносить новые штрихи, что-то переделывать, доводя замысел до совершенства.
Прежде чем прийти к этому образу, скульптор перебрал множество идей. Перед ним была поставлена задача: создать два памятника, которые будут стоять напротив друг друга на въезде в республику и «рассказывать» гостям Осетии об ее древней истории.
- Я рассматривал разные варианты и пришел к оптимальному решению: создать две конные статуи – они и на въезде, и на выезде в профиль работают в обе стороны. А дальше уже просто начал смотреть материал, изучать, - рассказывает Таймураз Зангиев. – Историк Батраз Цогоев помог мне с амуницией, подсказал, как ее сделать правильно. Например, аланский воин у меня будет в плаще, а эта мастер-модель – сарматский воин. Батраз показал мне рисунки: у сарматов шкуры волчьи на плечах. Это материал хороший для такой скульптуры, придает колорит. Так он мне подсказывает, а я уже под скульптуру его советы адаптирую, потому что, например, кольчугу я сделал один в один так, как он мне рассказал, но всадник сразу потерял свою монументальность. Он стал красивый, правильный, но больше похож на манекен для музея, а у меня задача несколько иная. Я постарался оставить самое необходимое.
На стенах фотографии разных конных скульптур, начиная с памятника Давиду Сасунскому в Ереване и заканчивая памятником Салавату Юлаеву в Уфе, творением нашего прославленного скульптора-монументалиста Сосланбека Тавасиева. Таймураз Зангиев признается: искал вдохновение и в фильме «Властелин колец», и на ипподроме, где тщательно разглядывал строение лошадей. Ведь, чтобы создать скульптуру, недостаточно быть только скульптором, надо стать и историком, и зоологом.
Последнее время Таймураз Зангиев всецело живет своим творением: процесс захватывающей и одновременно столь ответственной работы отнимает немало сил. Однако он не перестает благодарить судьбу за возможность попробовать свои силы в таком масштабном проекте.
- Я не люблю торопиться. Вот я вылепил скульптуру, нужно забыть о ней на какое-то время. Надо, чтобы идея в мозгу проросла. Спустя несколько дней прихожу – и уже вижу лишнее. Вот у него сбруя аланская парадная, которую нашли в Беслане. Я ее всю сделал, как она есть, а потом смотрю и думаю – зря сделал, потому что опять теряется монументальность, получается музейная реконструкция. Мы-то делаем художественную вещь, пускай с исторически правильными деталями, но все равно скульптура должна выглядеть художественно. Вот именно на такие моменты требуется время. В процессе работы я даже зову коллег своих, чтобы посмотрели. Пока в бронзе мы его не сделали – можно дорабатывать. Но в то же время, надо полагаться на себя, чтобы не потерять инициативу среди десятков чужих мнений. Я всегда прислушиваюсь к советам, но все равно делаю так, как считаю правильным, – говорит скульптор.
Памятники аланскому и сарматскому всадникам, по замыслу инициативной группы, составят в высоту семь метров. Предполагается, что такие скульптурные группы будут установлены на всех въездах в РСО-Алания (а в перспективе – и на въездах в Государство Алания), чтобы тем самым молча напоминать путникам о том, что они приехали в гости в Осетию-Аланию – туда, где живут потомки алан.
Елена КАННА
Международный аналитический журнал «Алания»