При Советском Союзе, не было населённых пунктов в которых не было бы улицы Ленина или площади Ленина. А, так как наш город во времена СССР называли городом "трёх революций", то есть такая улица, и есть такая площадь и у нас, как у города в котором всё началось. Вспомним сегодня очень живописное и интересное место в Санкт-Петербурге. Площадь Ленина!
Сегодня Площадь Ленина – одна из самых оживленных в городе. С раннего утра и до позднего вечера с разных концов города на Финляндский вокзал устремляются сотни пассажиров, сотни других с вокзала выходят на площадь и спешат на общественный транспорт. Особенно же многолюдной она становится летом, когда работает фонтанный комплекс с подсветкой и музыкальным сопровождением. И вот уже более 60-ти лет, общий вид архитектурного ансамбля этого места не меняется, начиная с постройки нового здания железнодорожного вокзала со снаменитым шпилем.
У Игоря Ринка есть стихотворение, которое очень точно передаёт настроение того времени и то ощущение советской жизни.
Площадь у Финляндского вокзала.
На платформах — бойкий говорок...
Это здесь — великое начало
Наших удивительных дорог.
В день туманный пробираясь ощупью,
В праздник под весёлым кумачом,
Хорошо идти нам этой площадью,
Каждый раз встречаясь с Ильичём.
Это здесь, рабочими руками
Вознесённый на высокий пост,
Над своей Россией, над веками,
Ленин встал впервые в полный рост.
Он стоял, уже сердцами властвуя,
А когда настала тишина,
Крикнул Революции: «Да здравствует!..»
И поныне здравствует она.
Но, так было не всегда.
В начале XVIII века территорию нынешней площади называли Волчьим полем и пересекала это поле Бочарная улица. (сегодня это улица Комсомола, в XIX веке – Симбирская). Здесь располагались канатный и прядильный дворы, голландская пивоварня и рабочие слободы. Ближе к началу XIX века, все производства разъехались по другим городским районам и на месте будущей площади Ленина образовалась пустошь, заросшая сорняком. Её использовали под место выгона скота, но вскоре город превратил её в свалку отходов.
Второе «рождение» площади произошло в начале XIX века, городскими властями часть свалки передаётся артиллерийскому ведомству и пространство начало постепенно обустраивается: размещается военный лагерь и полигон, появляются постройки. Первыми каменными строениями в районе, стали здания Михайловского артиллерийского училища. (Теперь там располагается Военная артиллерийская академия).
Рождение же площади как площади, относится к 1870 г., когда по проекту П. С. Купинского севернее Симбирской улицы (ныне – ул. Комсомола) было построено здание Финляндского вокзала в модном для того времени неоготическом стиле. Главный вход в вокзал осуществлялся со стороны западного фасада, здесь и возникла небольшая привокзальная площадь. Интерьеры вокзала были отделаны по проектам финских архитекторов В. Вестлинга и П. Дегенера, а мебель приобрели в Германии.
Официальное открытие дороги состоялось 11 (23) сентября 1870 г. Именно в этот день Александр II объявил об этом событии. Но еще 3 февраля 1870 г. «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «1 февраля 1870 года, в час пополудни, на станции Финляндской ж.-д. на Выборгской стороне было совершено молебствие; дорога и подвижной состав ее освящены; торжества сопровождались и речами, и завтраками, и прекрасною погодою. Официальная жизнь дороги началась при самых благоприятных обстоятельствах. Подвижной состав ее очень хорош». Всего на этом участке действовали 32 станции, и только Финляндский вокзал был каменным, остальные были деревянными. К столетию открытия дороги в Финляндии на вокзале в городе Рихимяки установили мемориальную доску с текстом на русском и финском языках следующего содержания: «1870 г. Была открыта железная дорога Рихимяки – Ленинград (Петербург)».
Открытие железнодорожного вокзала привело к быстрой застройке района будущей площади. Строились доходные дома, в которых разместились конторы, магазины, трактиры, гостиница и аптека. В 1907 – 1908 годах в северной части площади было построено здание в стиле модерн для жилого комплекса служащих Финляндской железной дороги.
В ночь с 3 на 4 апреля 1917 г. после девятилетней эмиграции вернулся в Россию В.И. Ульянов (Ленин), один из создателей Российской социал-демократической рабочей партии большевиков. Это событие стало ключевым для советской историографии. После смерти Ленина в 1924 году в массовой культуре стал широко тиражироваться образ «вождя», произносящего речь с броневика.
К встрече Ленина готовились основательно. 3 апреля 1917 года, по решению Военной организации большевиков к вокзалу были выведены броневики Броневого дивизиона. На перроне выстроился почётный караул из матросов Балтийского флотского экипажа с оркестром, шеренги солдат Московского и Преображенского полков…
Газетный отчёт «Известий», перепечатанный в 1924 г. в «Красной газете», рассказывает совершенно фантастическую историю В.Д. Бонч-Бруевича. Он рассказал как отряд кронштадтских моряков «на самом быстром судне» прибыл к набережной Финляндского вокзала и за несколько минут до приезда Ленина выстроился почётным караулом на перроне. Такая последовательность событий совпадает с отчётом «Известий»: «По телефону сообщили в Кронштадт матросам о приезде В. Ленина, и они тотчас же уведомили, что несмотря на ледоход, они пробьются на ледоколе в Петроград и вышлют свой почётный караул и оркестр музыки».
Интересный факт. Сам Ленин не ожидал такой встречи в Петрограде. До Белоострова он говорил с Крупской, что если их в Петрограде и не арестуют, то вряд ли в столь поздний час они найдут у вокзала извозчика.
В «Известиях» сообщалось: «В 23 час. 10 мин. Подошёл поезд. Вышел Ленин, приветствуемый друзьями, товарищами по давнишней партийной работе. Под знамёнами партии двинулся он по вокзалу, войска взяли на караул…».
Когда Ленин вышел на привокзальную площадь, ему помогли подняться на один из броневиков, что бы он мог обратиться с речью к народным массам, пришедшим его встретить. Далее, на броневике, в сопровождении тысяч людей В.И. Ленин направился к особняку Кшесинской, на тот момент там располагался ЦК РСДРП(б).
В 1924 году, площадь Финляндского вокзала, была переименована в площадь Ленина, а 7 ноября 1926 года на ней установили памятник В.И.Ленину, который мы видим и сегодня. В 1927 году под руководством зодчего И.А. Фомина начались работы по реконструкции площади.
К югу от вокзала разобрали сараи и другие постройки, сняли рельсы, снесли кирпичный забор со стороны Невы, перевели на другой участок товарную станцию. Кроме того, вдоль фасада Артиллерийской академии в сторону набережной проложили широкую улицу, посадили на ней деревья и цветы. Она получила название – «Аллея Ленина». Перед Великой Отечественной войной на углу площади и улицы Комсомола построили здание универмага. Сразу после войны начался второй этап реконструкции площади. Так, памятник В.И. Ленину переместили в южную часть, на 180 метров ближе к Неве. Монумент весом 200 тонн подняли на зеленый холм, откосы оформили поребриком из черного гранита. Вокруг памятника разбили сквер.
В 50-е годы главным элементом ансамбля площади Ленина стало новое здание Финляндского вокзала, построенное в 1955 – 1960 годах. Здание украсили часовой башней, увенчанной 30-метровым стальным шпилем. Таким образом, сегодня площадь состоит из двух частей, разделенный улицей Комсомола: южная часть, обращена к Неве, и в центре нее располагается памятник В.И. Ленину, а северная часть находится у боковой стороны Финляндского вокзала (на нее выходит главный фасад старого здания вокзала). К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, в1970 году с южной стороны площади устроили широкий 150-метровый спуск к Неве, который украшен террасами, полукруглыми видовыми площадками.
После очередной реставрации и реконструкции площади в 2005 году, появился фонтанный комплекс «Поющие фонтаны». (Правда в действии, мне лично, их видеть не довелось). Фонтаны расположены по кругу возле памятника и имеют музыкальное сопровождение, и оригинальную красивую подсветку.
В тёплые, погожие дни у фонтана собирается много молодёжи. Одни что бы попеть, другие что бы послушать. Ещё больше народа собирается на ступеньках гранитного спуска к Неве, где самые отчаянные даже загорают. 😊