Найти тему
Большие идеи

Как оставлять работу на работе и все успевать

Может казаться, что у вас в жизни все в порядке, однако в финансах и домашних делах — неразбериха, потому что у вас нет времени оплатить счета, спланировать пенсию или сделать уборку. Иногда не удается четко разделять работу и личное время, и не отвлекаться на дела, особенно мысленно, находясь дома, — большая проблема.

Консультант по управлению временем Элизабет Грейс Сондерс сформулировала четыре принципа, которые могут помочь вам оставлять работу на работе.

Шаг 1. Определите свои «нерабочие часы»

Если у вас гибкий график, нужно определиться, когда вы работаете, а когда — нет. Распределите рабочие часы вокруг своих фиксированных личных задач, например, с учетом необходимости отвезти детей в школу или на дополнительные занятия, в соответствии с расписанием транспорта или графиком тренировок. Когда вам нужно приступить к работе и когда закончить ее, чтобы получилось нужное количество времени?

С другой стороны, если объем рабочего времени не фиксированный, но работа все равно отнимает почти все время бодрствования, примените противоположный подход. Подумайте, сколько часов вы хотите потратить на сон, занятия спортом, семью, друзей, уборку, финансы и т. д. Затем посмотрите, сколько вам нужно выделять ежедневно и еженедельно на эти дела. Так вы сможете определить, какое время сделать нерабочим.

Шаг 2. Не держите все в голове

Далее разберитесь, что вам нужно сделать и когда вы закончите, запишите все необходимые задачи — в блокнот, приложение, систему управления проектами или календарь. Важно, чтобы вы не лежали ночью в постели, прокручивая в уме перечень дел. Планирование помогает снизить тревогу, что что-то останется без внимания или вы пропустите дедлайн.

Последний рецепт, который поможет разгрузить голову, — подведение итогов в конце рабочего дня. Просмотрите список дел на день и календарь и проверьте, все ли срочные дела сделаны. Можно также быстро просмотреть электронную почту и ответить на все срочные письма, пока вы в офисе — за 15—30 минут либо за час или два до ухода.

Шаг 3. Договаривайтесь с коллегами

В некоторых ситуациях можно выставить временны́е пределы, например: «после 18 часов я недоступен». Но иногда границы более размыты.

Если вы можете провести четкую линию между работой и домом, рекомендую прямо обсудить это с коллегами. Иногда ваши действия могут говорить сами за себя. Если вы никогда не отвечаете после 18 часов до следующего рабочего дня, становится понятно, что в это время вы недоступны.

Но если ваша работа требует постоянно быть на связи или у вас очень гибкий график и вы делаете длинные перерывы в течение дня, например, чтобы сходить в спортзал или забрать детей из школы, предложите связываться с вами определенным предпочтительным для вас способом. Например: «В течение дня могут быть периоды, когда я не рядом с компьютером. Если вам нужен быстрый ответ, звоните или отправляйте сообщение». Так вы будете знать, что от личных или семейных дел вас отвлекут только по действительно важным вопросам, и при такой необходимости вам позвонят или напишут сообщение, а все остальное вы сможете сделать тогда, когда сможете полноценно посвятить себя задаче.

Шаг 4. Делайте работу на работе

Пожалуйста, разрешите себе делать работу на работе. Многие считают, что «настоящая работа» начинается после 17—18 часов, когда все остальные ушли из офиса, или когда дети уже спят. В эти несколько ценных часов никто не заглядывает к вам в кабинет и не просит что-то срочно сделать. Но если вы не хотите отвлекаться на работу в нерабочее время, то ею надо заниматься в течение дня.

Вы уже сможете многого добиться, если будете соблюдать рекомендации пункта 2. Следите за временем. Выделяйте часы на проектную работу. Отмечайте в календаре интервалы для ответов на электронные письма. И если нужно куда-то пойти или поехать для решения задачи, сделайте это. Особенно трудно, а то и вовсе невозможно, не отвлекаться на работу, когда вы испытываете стресс из-за того, что что-то не сделано.

И если вы должны (или хотите) заниматься профессиональными задачами за рамками стандартного дня, ограничьте их по времени: «я потрачу на работу три часа в субботу с 13 до 16 часов, но не буду думать о делах ни до, ни после». Гораздо лучше выделить определенный интервал и придерживаться его, чем думать о работе всю ночь или все выходные и ничего не делать.

Нам всем необходимо отдыхать, чтобы выполнять работу максимально хорошо, и, уделяя время себе, без постоянных мыслей о работе, мы сможем проявить себя с самой лучшей стороны.

Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи в HBR Россия «Четыре совета для тех, кто работает с утра и до ночи и ничего не успевает». Другие материалы об управлении временем вы всегда можете найти в разделе «Карьера» на сайте hbr-russia.ru.

Подпишитесь на наш канал