Пекин можно было бы назвать городом тысячи храмов. Возможно, при точном подсчете выяснится, что их все-таки не тысяча, а немного меньше, но, так или иначе, их список впечатляет. Помимо всемирно знаменитого храма Неба и его зеркальных отражений в виде храмов Земли, Солнца и Луны в Пекине возведено огромное количество буддистских, даосийских и конфуцианских храмов.
Встречаются также мечети и христианские церкви. Это и немудрено: население Пекина, по официальным подсчетам, составляет уже более 20 млн жителей, и в таком густо населенном городе живут представители всех вероисповеданий.
Среди бесчисленных буддистских храмов, которыми полнится Пекин, стоит отметить храм Юнхэгун. Иногда его называют Ламаистским храмом или дворцом Мира и Гармонии. Это храм и монастырь одной из буддистских школ, именуемой Гелуг (или Гелугпа). Эта ветвь буддизма зародилась в Тибете, ее основал лама Чже Цонкапа в XIV в. Цонкапа изучал другую ветвь буддизма, распространенную в Тибете, — Ка-дампу. Он творчески соединил учения школы Кадампа и собственные новаторские идеи, аналога которым раньше в буддизме не было. Школа Гелуг стала главной ветвью буддизма в Тибете и была принята далай-ламами. Строительство храма началось во времена династии Цин в 1694 г. Изначально постройка предназначалась для дворцовых евнухов.
Позже здесь поселился принц Иньчжэнь. После восхождения принца на трон империи часть здания оставили для дворцовых нужд, вторую половину отдали под ламаистский монастырь для монахов, исповедовавших тибетский буддизм. После смерти императора Иньчжэня его гроб поместили в храме. Наследник Иньчжэня присвоил храму более высокий статус и велел заменить обычную бирюзовую черепицу желтой (желтый был цветом императора, и его было запрещено использовать без особого разрешения двора). Постепенно в монастырь стали приезжать выходцы из Монголии и Тибета, и он стал одним из центров ламаизма за пределами Тибета.
Стиль храма Юнхэгун сочетает тибетские и традиционно китайские черты. Весь храм выстроен по длинной оси протяженностью в 480 м. Главные ворота находятся на южной оконечности. На оси расположены пять главных залов, разделенных двориками: зал Небесных Царей, зал Гармонии и Мира, зал Вечного Благословления, зал Колеса Закона, павильон Десяти Тысяч Радостей. Залы украшены скульптурами буддистских божеств. Статуя Будды Майтрея в павильоне Десяти Тысяч Радостей даже включена в книгу рекордов Гиннесса: это чудесное произведение китайского искусства высотой в 18 м вырезано из цельного куска белого сандалового дерева. Помимо белого деревянного Майтрея храм славен и другими скульптурами, например тремя бронзовыми статуями Будды или композицией, называемой «Пять сотен Архатов». Несмотря на общее великолепие храма, отдельно стоит отметить зал Колеса Закона.
Во-первых, там установлена скульптура Цонкапы, основателя школы Гелуг. Про статую рассказывают занимательную историю: считается, что золото, которым покрыта скульптура, нашлось в старой грязной подушке, подобранной настоятелем храма. Ему было жаль выкидывать целую подушку, пусть и грязную, и тогда его племянница предложила постирать ее. Из подушки при стирке выпали золотые украшения. Племянница отнесла их дяде, он решил пожертвовать золото для статуи почитаемого им Цонкапы. В зале Колеса Закона есть и еще один интересный артефакт — вращающиеся барабаны. Официально они называются Колесами вращающихся писаний (отсюда и название залы). На каждом барабане записана буддистская сутра. Если человек повернул его на один оборот, то считается, что он прочел сутру. Конечно, не все умеют читать по-китайски, но обернуть вокруг своей оси барабан все равно считается хорошей приметой. Гости монастыря верят, что поворот барабана дарует им удачу и счастье и, возможно, поможет в исполнении заветной мечты.