Найти тему
Психолог Юлия Ямалеева

Как усилить манипуляцию над человеком

Манипулятор готов на все ради достижения выгоды
Манипулятор готов на все ради достижения выгоды

Манипуляции срабатывают не всегда. А, самое главное, не на всех.

Перед манипулятором может оказаться человек, которого не так-то просто провести.

Поэтому, если на вас пытаются оказать воздействие, а вы не поддаетесь – он будет использовать «запрещенные приемы».

Или же второй вариант. Манипулятор задолго до самого воздействия начинает готовить почву. Создает такие психологические условия, при которых потом вам очень сложно будет ему отказать.

Итак, 5 приемов усиления воздействия на человека:

1. Срочность.

«Ты должен принять решение сегодня! Завтра этой возможности уже не будет!»

«Акция ограничена по времени!»

«Мне нужно это сегодня! Успеешь сделать вечером?»

Любую манипуляцию можно усилить, сократив время принятия решения. Потому что чем больше у вас времени, тем больше вероятность того, что вы найдете повод отказаться.

Когда вас лишают возможности подумать, включается автоматическая реакция. Вам нужно решить немедля, дать какой-то ответ. Прямо сейчас (даже если вы не обязаны этого делать). Вы начинаете лихорадочно соображать. Ваша критичность падает. И вы принимаете решение, скорее всего, не в свою пользу.

К тому же, всем нам бывает очень сложно сказать это наипростейшее слово – «Нет». Мы не можем сказать просто «Нет» и все. Нам нужно придумать причину, почему мы отказываем человеку. Чтобы не обидеть. Да и потому что так принято.

"Мне нужен твой ответ сегодня!"
"Мне нужен твой ответ сегодня!"

А когда времени крайне мало, и от вас требует сказать «Да/нет» прямо сейчас – такую причину найти гораздо сложнее. Согласитесь?

Альтернативный вариант ограничения по времени – ограничение по количеству. Чаще всего используется в маркетинге. Нужна вам эта вещь или не нужна, не так важно. Вы боитесь упустить саму возможность. Вдруг потом локти будете кусать?

2. Наглость и напористость.

Вместо «Ну помоги, пожалуйста, ты же мой друг!» - «Ты друг мне или не друг, в конце концов?! Ты поможешь или нет?».

«Да ладно тебе, мы с тобой столько прошли вместе! И ты после этого еще думаешь?! Я в шоке!».

«Ты что, мне не доверяешь? Ну, давай, говори, я ненадежный человек, по-твоему?!».

То есть вас не просто просят о чем-то – на вас давят. Прессуют. Заставляют почувствовать себя виноватым. Заставляют испытывать стыд.

Человек идет на вас нахрапом. И многие из-за этого теряются. Устоять может только тот, кто обладает высокой степенью ассертивности. Кто умеет вежливо, но упорно настаивать на своем.

Часто манипулятор сочетает свой напор с ограничением по времени. Чем многократно усиливает воздействие.

Единственный выход в такой ситуации, (как и в предыдущем пункте) – сделать шаг в сторону. Дать себе время подумать. Включить критическое мышление.

Можно сказать прямо: «Подожди, не дави на меня. Мне нужно время». Скорее всего, манипулятор вылупит на вас изумленные зенки и спросит: «Тебе нужно время подумать? Серьезно?! Да брось ты!». А вы ему снова (спокойно и уверенно): «Да, мне нужно время подумать. Я не привык принимать решения таким образом». Ассертивность, она самая. Весьма полезная штука.

3. Двойное послание.

Манипуляторы обожают на словах говорить одно, а эмоциями показывать что-то прямо противоположное.

Если вы не прилетели с другой планеты, то вы точно знаете такой пример.

– Дорогая, ты что, обиделась?

– Нет, я не обиделась. На что мне обижаться?

Но всем своим видом дорогая демонстрирует глубокую степень неприятия его поступка.

"Нет, я нисколечки не обиделась!"
"Нет, я нисколечки не обиделась!"

Мужчины не всегда легко считывают эмоции. Поэтому в данном случае приходится подключать и интонацию голоса, и грустное выражение лица, и опущенные плечи. А затем еще и пересоленный суп – для закрепления эффекта.

Или вы поделились с подругой радостью: ваш молодой человек сделал вам предложение. На словах подруга говорит, как же она безумно за вас счастлива. И в течение пары минут она даже выглядит восхищенной. (Правда, вы заметили, что у нее начал слегка подергиваться левый глаз). А затем подруга вдруг становится грустной или очень серьезной и спрашивает вас: «Ну а ты сама-то как, уверена? Это именно тот человек? Просто я заметила, как он смотрел на Машку на той вечеринке. Я тебе тогда не сказала, не хотела расстраивать. Да и лично я вижу рядом с тобой кого-то более привлекательного…».

В чем секрет этой «головоломки»? В том, что подруге пока предложения никто не сделал.

Итак, двойные послания – это отличный метод завуалированно сообщить свои мысли. То есть формально человек выдает вам соцально-желательную реакцию. Иными словами, уместную в данной ситуации. А по факту вы чувствуете, что чаяний ваших он не разделяет. И ему хотелось бы, чтобы вы поступили по-другому.

4. Задаривание жертвы подарками.

Этот прием как раз из разряда подготовить почву.

Ваша коллега проявляет к вам какое-то прямо-таки нездоровое внимание. Она регулярно осыпает вас комплиментами. Вы у нее и умница, и красавица, и самый способный человек в этой компании. Помимо комплиментов вы еще получаете от нее разные милые презенты. Или она без конца угощает вас сладостями. А если идет в ближайшую булочную, то всегда интересуется, не приобрести ли и вам чего-нибудь.

"Я просто люблю дарить подарки!"
"Я просто люблю дарить подарки!"

Что она делает?

Она незаметно развивает в вас чувство долга. В вашем сознании появляется образ весов. Чаша, на которой лежат ее «заслуги» перед вами, значительно перевешивает чашу с вашими ответными действиями.

При том, что, на минуточку, вы ее ни о чем не просили. Вы не нуждались в ее комплиментах. Вы вполне спокойно могли пить чай и без ее сладостей. И даже как-нибудь обошлись бы без всех этих милых бесполезных подарочков.

Ну а если бы вы отважились спросить у коллеги напрямую: «Слушай, а зачем ты меня постоянно угощаешь/даришь подарки?» - она бы, являя собой образец невинности, ответила что-то вроде: «Ой, ну да просто ты такая прикольная! С тобой весело. Я вообще люблю делать людям приятное!»

А потом ваша коллега начинает просить вас о помощи. «Слушай, помоги мне с отчетом, а? Ты так хорошо соображаешь, а я все никак мозг не могу включить». Или: «Выручи, а?! Мне надо убежать пораньше сегодня, а я еще с этими документами не разобралась». «Мы же с тобой так хорошо общаемся, поэтому я и решила обратиться к тебе». (Хотя по факту никакого общения не было. Или, лучше сказать, вам это «общение» навязали).

Верный способ борьбы с такой манипуляцией – заприметить ее в самом начале. Если вы ощущаете, что некто вас явно перехваливает. Постоянно навязывает вам свою помощь и поддержку (без ваших просьб, естественно). Что-то дарит и прочее – задумайтесь. Либо вы этому человеку нравитесь, и он имеет на вас виды. Либо с вами, точнее, над вами работает манипулятор. (Кстати, человек, которому вы нравитесь, тоже вполне может быть, манипулятором. Если девушка не отвечает взаимностью, можно вменить ей чувство долга путем задаривания или оказания каких-то услуг. Вполне рабочая схема).

Так вот, если вы поняли, что дело тут не чисто, нужно вежливо сказать манипулятору о том, что вы не нуждаетесь в (тут уж подставляйте сами). Да, прямо так и сказать. Чем раньше, тем лучше.

Ну а если вы прощелкали «предварительные ласки»? Если манипулятор уже пытается перевести вас в стадию «оплаты кредита»? Тогда вам остается только вскрыть его карты. Вы прямо так у него и спрашиваете: «Я тебе что-то должен/должна за твои (подарки, помощь, угощения)?» «Давай я с тобой рассчитаюсь. Сколько я тебе должен/-на?»

Манипулятор никогда не признается в своих истинных намерениях. Его цель – получить от вас выгоду и остаться чистеньким. Поэтому вы точно не получите прямого ответа на свой вопрос (ибо его прямой ответ, скорее всего, вызовет общественное порицание).

Он никогда не озвучит своих истинных намерений
Он никогда не озвучит своих истинных намерений

Он даст заднюю, притаится на время. А потом попытается снова вас пристыдить. Но вы-то уже знаете, как ему противостоять! (и снова обязательно включаем ассертивность).

5. Обида.

Обида – это последняя соломинка манипулятора. Последний прием в его арсенале.

Обида запускается тогда, когда не сработали все предыдущие методы.

Чем настоящая обида отличается от обиды-манипуляции?

Манипулятивная обида – это игра на публику. Она показная. Цель манипулятора – продемонстрировать вам и окружающим, какой вы плохой человек. Что он столько для вас сделал, а вот вы, нет, чтобы помочь. Эгоист. Таким образом вам вменяется чувство вины.

Да, это последняя и отчаянная попытка манипулятора дезориентировать вас. Так что держитесь!

Надеюсь, что эта статья была вам полезна.

Читайте также На какие чувства воздействует манипулятор, чтобы управлять вами и Как понять, что на вас оказывается воздействие

Подписывайтесь на канал и делитесь материалом в соц. сетях!