Принято считать, что модерн – это целая эпоха. На самом деле его век был краток, особенно если иметь в виду архитектуру, а популярность сильно преувеличена. К новому стилю обращались лишь самые смелые заказчики и зодчие. Большинство же предпочитало более проверенную эклектику, которая давала свободу выбора, но никого не шокировала.
Официально архитектурный модерн пришел в Москву в 1898 году, когда Лев Кекушев начал строить в этой эстетике особняк в Глазовском переулке. В проектировании дома уже проявились ключевые черты стиля: асимметричность, плавные линии, разнообразие форм окон, майоликовые мозаики как главный декоративный прием. Основной всплеск модерна в Москве пришелся на начало XX века. Наши друзья из образовательного проекта «Москва глазами инженера» составили список из шести самых интересных зданий, построенных в этом стиле.
Легендарная гостиница «Метрополь»
«Метрополь» — самое крупное общественное здание в Москве в стиле модерн. Отель был построен на рубеже XIX и XX веков по инициативе известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Над его созданием работали Лев Кекушев и Вильям Валькот, майоликовые фризы на фасаде выполнены по эскизам Михаила Врубеля и Александра Головина. Сооружение получилось грандиозным: крыша перекрыта металлостеклянным куполом, плоские стены чередуются со стеклянными эркерами, первый этаж оформлен арками, отделанными гранитом. В 1910 году архитектор Адольф Эрихсон создал на месте театрального зала ресторан со световым фонарем.
Особняк Рябушинского на Малой Никитской
Один из безусловных шедевров московского модерна. Вдохновляясь европейскими образцами, Федор Шехтель построил узнаваемый дом и оформил его с использованием сквозного мотива подводного царства. О морском прибое напоминает невысокая ограда особняка, фасад украшен фризами с водорослями и лилиями, а ядро дома – парадная лестница-волна с фонарем-медузой. Она образует спиралевидную композицию, собирая вокруг себя все остальные помещения. При этом Шехтель позволил себе вспомнить прежнюю профессию театрального художника и декоратора, создавая на разных уровнях лестницы то маленький балкон, то укромную нишу. При этом он не забыл и о техническом оснащении: особняк был построен в 1903 году сразу с паровым отоплением, электричеством и системой кондиционирования. А еще дом облицован характерной для модерна керамической плиткой «кабанчик».
Побывать в особняке Рябушинского может любой желающий – там располагается музей Максима Горького, который жил в доме с 1931 по 1936 год.
Особняк Кекушевой
Особняк Кекушевой на Остоженке часто называют вероятным прототипом дома булгаковской Маргариты. Его для своей семьи в 1900–1903 годах построил архитектор Лев Кекушев, использовав невоплощенный проект дома на продажу по заказу Саввы Мамонтова.
Дом похож на средневековый замок с асимметричной композицией и высокой граненой башней. Постройка словно собрана из разных объемов, а кирпичная кладка очень эффектно контрастирует с оштукатуренными участками. Внутренняя планировка выстроена в лучших традициях модерна: все помещения сгруппированы вокруг парадной лестницы, к которой примыкает крыльцо с главным входом. На высоком фронтоне установлена фигура льва – фирменный знак Кекушева.
Ярославский вокзал
Еще одна работа Федора Шехтеля, но на этот раз в духе северного модерна. Получить здание в «северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком» пожелал заказчик – руководство железной дороги.
⠀
Архитектор сохранил часть старого вокзала, но существенно надстроил и расширил его, используя новейшие технологии – железобетон и металлоконструкции. В оформлении Шехтель обратился к национальным элементам, что вообще характерно для модерна. Здесь есть теремная кровля с гребнем, килевидный козырек над входной аркой, высокая шатровая левая башня, а еще керамические декоративные панно с растительными орнаментами.
Дом купца Носова на «Электрозаводской»
Дом Носова – пример редкого для Москвы деревянного модерна. Считается, что за образец были взяты американские коттеджи, которые обычно строили за городом. Место было выбрано не случайно: неподалеку находилась мануфактурная фабрика владельца и каменный особняк, который Носов оставил своему сыну и его жене.
Двухэтажный деревянный дом имеет каменный полуподвал. Огромные окна без стеклопакетов не пропускали холод, воздух в доме очищался с помощью фильтров на табачном листе, в системе вентиляции использовались морские водоросли — и все это в эпоху, когда даже электричество было не у каждого. Сегодня в доме можно увидеть подлинную оконную столярку, многие предметы мебели, метлахскую плитку, люстры – редкий случай почти полного сохранения интерьеров. Попасть туда нетрудно – в здании располагается молодежный историко-культурный центр.
Доходный дом Перцовой
Еще один пример национального модерна. Он был построен для творческой интеллигенции, в разное время здесь жили Роберт Фальк, Натан Альтман, Василий Рождественский и другие художники. Заказчиком выступил Петр Перцов – инженер путей сообщения и меценат. Он хотел, чтобы дом одновременно обращался и к национальной стилистике, и к современности. Был даже объявлен закрытый конкурс, в котором победил Аполлинарий Васнецов. Однако сам Перцов выбрал проект Сергея Малютина (автора росписи русской матрешки), впоследствии переработанный архитектором Николаем Жуковым. Получилось причудливое краснокирпичное здание, украшенное мозаичными панно с мифологическими образами.
До конца марта «Москва глазами инженера» проводит фестиваль архитектурного модерна. Все подробности на сайте.