Найти в Дзене

Тема №27 "Теософия — что это такое?"

776. Термин "Теософия" появился не с образованием в США "Теософского Общества" в 1875 году. Наоборот, основатели вышеуказанного общества решили использовать древний термин в своем наименовании. Этим они хотели подчеркнуть историческую связь (приемственность) своих постулатов с таковыми у Древних Греков.

777. Значит, термин Теософия имеет Греческое происхождение. Он датируется третьим веком так называемой новой эры, и в употребление его ввёл Аммоний Саккас. В 19-м веке этот термин был позаимствован Блаватской Е.П. в качестве названия для "новой" модели мироустройства, которая должна была встать в один ряд с Церковной и Научной моделями устройства мира. Этот же термин был использован в качестве названия для общества, сооснователем которого являлась Блаватская Е.П. Оно было учреждено в США, а затем переехало в Индию.

778. Буквальный перевод слова Теософия означает: «Божественная мудрость» или «мудрость Богов». Как же правильно понимать такие словосочетания? Наверное, это очередное откровение Бога, данное человечеству? Нет, неправильно. Древние Греки подразумевали под этим иной смысл. В Западной цивилизации мы привыкли понимать под словом Бог — могущественное, сверхъестественное, Высшее существо, Творца всего сущего. Поэтому вполне логично, что обычный представитель Европейской цивилизации под выражением Божественная мудрость понимает некие сведения, полученные человечеством от Творца всего сущего.

779. Древний Египет, где жил Аммоний Саккас, был цивилизацией с так называемым многобожием по Церковным меркам. Египетский пантеон включал в себя различные уровни существ, которых Зпадная наука назвала общим словом Боги. Высший уровень занимал Бог РА, создавший Солнечную систему, где мы все живём, и олицетворявший в ней центральный объект — Солнце. Помимо этого, существовали нижестоящие уровни существ, находящихся между Богом РА и человечеством. Западная наука также назвала их словом Боги.

780. Чтобы смысл термина Божественная мудрость стал окончательно понятен Западному читателю, его нужно заменить синонимом Сверх-человеческая мудрость. Философии крупных религий мира признаю́т или допускают существование множества типов разумных существ, находящихся по уровню развития между Богом и человечеством. К примеру, Церковь признаёт существование царства Ангелов со своей внутренней иерархией (Ангелы, Архангелы, Престолы, Начала, Власти и т.д.). Несмотря на то что Ангелы сильно отличаются между собой по уровню развития, они считаются Сверх-человеческими существами.

781. В Древнем Египте дело обстояло аналогичным образом. Во главе пантеона Сверх-человеческих существ находился Бог Ра — творец Солнечной системы. Ниже него находится множество разумных и высокоразвитых существ, как Ангелы у Церкви. Сотрудники ранней Церкви не стали выяснять нюансы древней терминологии и назвали всех Сверх-человеческих существ словом Боги. Отсюда произошла вековая путаница, которую позже подхватила Западная наука. Термин Теософия, или Божественная мудрость — это не мудрость Бога в его классическом Церковном понимании. Это мудрость, которой обладают Сверх-человеческие существа, находящиеся на уровне ниже Бога, но выше человечества. Выражаясь Церковным языком, Теософию можно перевести как "Ангельская мудрость", т.е. та, которой обладают Ангелы.

782. Термин Теософия — это всего лишь слово. Не нужно догматизировать его буквальный перевод. В жизни нередко бывает, что выбранное слово не совсем удачное. Таким, например, является термин "Астральный мир". Как известно, астральный означает звёздный (самосветящийся, как звёзды на небе), что не совсем точно обозначает его главную характеристику как мир эмоций и чувств. Подобным образом дело обстоит и с термином Теософия, буквально означающее "Божественная мудрость". В древние времена оно трактовалось правильно и лишь в период господства Церкви было искажено и вводит людей в заблуждение. Если же под термином Теософия понимать Сверх-человеческая мудрость, то истинный смысл сразу проявляется.

783. Теперь необходимо разобраться, что же это за Сверх-человеческие существа, поделившиеся с людьми информацией. Здесь мы вынуждены забежать вперёд и коротко перечислить ступени эволюционной лестницы, на которой находятся разные существа. Эволюционная лестница очень велика. Её верхние ступени скрываются за горизонтом, но и самые ранние её ступени нам также неизвестны. У эволюционной лестницы имеются отдельные "нисходящие" и отдельные "восходящие" ступени.

784. Первая нисходящая ступень эволюционной лестницы, расположенная в поле зрения теософов, представлена элементальным царством Казуальной части Ментального мира. Элементалов можно сравнить с микроорганизмами, обладающими слабым сознанием. На следующей нисходящей ступени расположено элементальное царство Нижней части Ментального мира, а ещё ниже находится элементальное царство Астрального мира. Затем эволюционная лестница спускается в Физический мир, и в нём представлена минеральным царством.

8. Таблица седьмой группы миров (изображение создано Петром М.)
8. Таблица седьмой группы миров (изображение создано Петром М.)

785. Здесь лестница разворачивается, и следующие ступени уже являются восходящими. На них последовательно расположено: а) растительное царство, б) животное царство всех видов, в) человеческое царство. Многих это сильно удивит, но человечество занимает вовсе не одну, а сразу четыре последовательные ступени на эволюционной лестнице (Физический, Астральный, Ментальный и Будхический миры). Но на человечестве ни эволюция, ни лестница не заканчивается. Выше нас расположены уровни, которые в Теософии называются общим словом Сверх-человеческими (Атмический мир и выше). На них находятся различные существа, имеющие человеческий облик. Первую из них занимают Адепты Асекхи Буддизма или Махатмы Индуизма.

177. Эволюционная лестница с различными царствами Природы (изображение со свободной лицензией c сайта pixabay.com)
177. Эволюционная лестница с различными царствами Природы (изображение со свободной лицензией c сайта pixabay.com)

786. Слово Асекх или Махатма означает совершенный, но лишь по нашим, человеческим меркам. Если более конкретно, то это тот, кто достиг способности пребывать в Нижней части Атмического мира, не порождает новой кармы и не подвержен обязательной реинкарнации в Физическом мире. Достигший уровня Асекха или Махатмы, хоть и остаётся по внешности неотличим от обычного человека, эволюционно является Сверх-человеком.

787. Следующая восходящая ступень в Теософии называется "Чохан". Далее расположена ступень "Маха-Чохан" (тот, кто выше Чохан). Существуют и другие вышестоящие ступени, но это не предмет изучения сегодняшней темы. Под словом Бог в Теософии принято понимать то же самое, что и в древнем Египте под именем Бог Ра, т.е. громадное существо, телом которого является наша Солнечная система. Именно оно обладает всеми характеристиками, которые человек Запада приписывает Божеству. В Теософии Бог называется Греческим термином «Логос».

788. Какова же цель Махатм, Чоханов и Маха-Чоханов? Саморазвиваться и одновременно с этим помогать Богу в управлении Солнечной системой и процессами, в ней происходящим. Обычно их деятельность ограничена одной планетой, например, нашей Землёй.

789. Сами же Сверх-люди выступают против приписывания им Божественных качеств и титула Боги в свой адрес. Они именуют себя «Учителями человечества». Но, как уже сказано выше, существует множество уровней Сверх-людей. Чья же именно мудрость содержится в книгах по Теософии и в теософской модели мироустройства? Согласно Блаватской Е.П. знания, положенные в основу её фундаментальной книги "Тайная Доктрина", были получены понемногу как от Махатм, так и от Чоханов с Маха-Чоханами. Помимо этого, по прямому распоряжению двух Чоханов по имени Кутхуми и Мория было учреждено "Теософское Общество".

790. Но это вовсе не значит, что вся информация, содержащаяся в книгах по Теософии, есть непогрешимая истина, так как она получены от Сверх-людей. Блаватская Е.П., Безант А.В. Ледбитер Ч.У., неоднократно забавляли, что Учителя человечества передали им для опубликования лишь малую часть сведений (скелет).

178. Шкаф с книгами (изображение со свободной лицензией c сайта pixabay.com)
178. Шкаф с книгами (изображение со свободной лицензией c сайта pixabay.com)

Если эти знания сравнить с покрывалом, то переданные и опубликованные через Теософию сведения, это малый уголок этого покрывала.

179. Ковёр как символ скрытого и публичного (изображение со свободной лицензией c сайта pixabay.com)
179. Ковёр как символ скрытого и публичного (изображение со свободной лицензией c сайта pixabay.com)

791. Эта малая часть переданной мудрости представляет собой костяк или скелет Теософской модели мироустройства. Вторая часть сведений, составляющих Теософию, являются наблюдениями самих теософов, обладающих экстрасенсорными способностями (Блаватская Е.П., Безант А.В., Ледбиттер Ч.Э.). Первоначальный информационный скелет, полученный от Учителей человечества, теософы смогли проверить лично. Другая же часть, касающаяся очень высоких миров, осталась теоретической.

792. Если бы вышеуказанный скелет мироустройства был у представителей "Общества Психических Исследований " Британии или у медиумов со спиритуалистами, то возможно, они намного дальше продвинулись бы в своей работе.

793. Спиритуализм и медиумизм в 19-м веке был невообразимо популярным. Медиумы и экстрасенсы тех времён показывали такие явления, что современные зрители просто ахнули бы от удивления. Экстрасенсы позапрошлого века могли перемещать предметы из одного закрытого объекта в другой. Были способны заставлять предметы левитировать (парить) в том числе очень тяжёлые. Могли вызывать свечение в воздухе, материализовать тела астральных людей до уровня их слышимости и видимости. Вполне возможно, что современные экстрасенсы тоже способны на это, но совершают подобное не публично, а на частных закрытых мероприятиях. Но всё же уровень возможностей современных публичных экстрасенсов существенно уступает их некоторым коллегам из 19-го века.

794. Несмотря на вышеуказанные удивительные возможности, спиритуалисты, медиумы и экстрасенсы 19-го века так и не смогли построить чёткой модели мироустройства, как это сделали теософы. Им не хватало имено того информационного скелета, который Сверх-люди передали теософам. Ситуация никак не изменилась, когда со спиритуалистами (медиумами) стало сотрудничать "Общество Психических Исследований" Британии. Даже вместе они не смогли построить научной системы мироустройства, так как отсутствовал центральный скелет, объясняющий многие феномены.

795. Наверно вышестоящее описание смысла термина Теософия (Сверх-человеческая мудрость) покажется многим излишне больши́м и запутанным. Может это так. Но как писатель Азбуки я считаю, что даже в названии книги не должно быть никаких мест, за которые недруги могут зацепиться и вводить читателя в заблуждение.

796. Возможно, для уха представителя Европейской цивилизации перевод термина Теософия как Божественная мудрость выглядит некомфортно. К тому же существует научное сообщество, которое вообще с недоверием и враждебностью относиться к словам Бог и Божественная мудрость. В связи с тем, что эта Азбука предназначена для всех категорий читателей: не верующих, верующих, а также для научного сообщества, считаю необходимым установить перевод термина Теософия как Сверх-человеческая мудрость или мудрость Учителей человечества.

797. Теперь нам необходимо разобраться со смыслом пары терминов "эзотерика" и "экзотерика". Под этими терминами принято понимать как литературу по тематике "сверхъестественное", так и людей, занимающихся теоретическим или практическим изучением сверъхестественного. Часто можно услышать: "эзотерики утверждают...", или в "эзотерических книгах написано...". Кто же — это такие эзотерики, и обоснованно ли многие применяют этот термин к своей персоне?

798. Греческий термин «эзотерика» переводится как внутренний или тайный, и под ним принято подразумевать тайные знания, передаваемые только определённой группе лиц, получивших на это право. Людей, изучающих тайные знания, называют эзотериками. Антонимом, т.е. прямо противоположным по лексическому значению словом, является термин «экзотерика» (внешнее или нетайное). Такая информация общедоступна и не имеет каких-либо ограничений на распространение. Людей, её изучающих, соответственно, называют экзотериками.

799. Для примера, у каждого государства есть информация, ограниченная в гражданском обороте. Эта информация называется государственной (коммерческой) или служебной тайной. К ней вполне применим термин эзотерическая информация или тайная. А людей, имеющих к ней доступ, можно назвать эзотериками. Когда по тем или иным причинам часть этой информации официально рассекречивается или же становиться доступной незаконно, она автоматически переходит из разряда эзотерической (тайной) в разряд экзотерической (публичной). После опубликования информацию больше нельзя называть эзотерической или тайной, хоть она и была таковой несколько минут назад. Теперь это экзотерика или бывшая секретная информация.

800. Вышеуказанное полностью относиться к Учителям человечества и Теософии. Та часть информации, которая доступна самим Учителям — это эзотерика, а те, кто её официально изучал (Блаватская, Безант, Ледбитер и д.р.) называются эзотериками. Если же речь идёт о публичной книге, содержимое которой оберегается путём шифрования, а не защищённого хранения "за высокими стенами", тогда книга считается экзотерической. Без ключа понять её смысл крайне трудно, если вообще возможно. Тот, у кого есть ключ дешифрования, может рассказать людям эзотерический смысл (тайный), содержащейся в публичной книге (экзотерической).

801. К подобной публичной, но зашифрованной литературе можно отнести, например, Веды, Пураны, Тору, Кабалу, Библию, книгу Дзиан и т.д. Например, путём дешифрирования книги Дзиан Блаватской создан фундаментальный труд по Теософии «Тайная Доктрина», а также другие книги. В этом случае человек, который впервые дешифрует тайный смысл публичного документа, говорит о его эзотерическом смысле. Но после дешифровки и опубликования документ становится также экзотерическим.

802. К сожалению, не всё так просто. Многие эзотерические книги зашифрованы глубиной в несколько уровней. Это значит, что один и тот же текст (абзац, страницу, параграф) можно расшифровать, получив разный результат в зависимости от ключа, который применяется для дешифровки. Например, один и тот же абзац можно перевести следующим образом: а) математический числовой код, б) происходящее астрономическое явление, в) как реальное событие в истории человечества и т.д. Такие документы являются сложносоставными. Если дешифровка произошла только при помощи одного ключа, то документ остаётся частично расшифрованным.

803. Та часть Теософии, которая была официально или неофициально опубликована, получает статус экзотерики, а её исследователей правильно называть экзотериками. Поэтому вся информация, которая когда-либо была опубликована, не может именоваться эзотерикой, а её исследователи — эзотериками. Употребление термина эзотерик(а) телеканалами в своих проектах применительно к публичной информации и её исследователям является неправильным и лишь вводит людей в заблуждение. Ведь крайне маловероятно, что эти люди действительно являются учениками Учителей человечества.

804. Нам неприятно, когда в отношении Русских используются неправильные, но устоявшиеся в обороте клише. Истине и справедливости также неприятно, когда в отношении публичной информации говорят как о тайной. Давайте не повторять чужих ошибок и употреблять термины в их правильном значении. Интернет — это особая проблема, так как почти вся информация о сверхъестественном (книги), там помечена как эзотерика. В том числе я, как писатель внёс в это свой малый вклад. Я помечал статьи "Азбуки Астрального мира" ключевым словом эзотерика, а не экзотерика. Это сделано мной в целях привлечь интернет-поисковики к Азбуке, иначе они не поймут тематику этой книги.

805. Хорошее дело необходимо начинать с самого себя. Поэтому все темы Азбуки Теософии будут помечены для поисковых систем правильным ключевым словом экзотерика. Надеюсь, другие писатели и создатели контента последуют моему примеру.

806. Следующий вопрос, на который необходимо ответить: является ли Теософия новой мировой религией, о появлении которой имеется много пророчеств у разных народов? Нет. Теософия не является новой мировой религией в её классическом понимании Европейской цивилизации, как сведения, сообщённые Божеством, которые необходимо принимать на веру. По сути, Теософия является "новой мировой наукой", объектом изучения которой является мироздание и мироустройство.

807. К сожалению, Западная наука отказалась изучать Церковную модель мироустройства. Она сделала это на основе психологической травмы, которая Церковью была нанесена науке в предшествующие века. Прекрасно известно, что научное сообщество длительно и ожесточённо преследовалось религиозными организациями. Это привело к тому, что у научного сообщества выработалась внутренняя неприязнь к своим гонителям. Поэтому долгое время официальная наука считала религиозный сектор исследований антинаучным, лженаучным, не заслуживающим внимания.

808. В 19-м веке антагонизм (борьба) науки и религии вошёл в свой апогей. В это время наука крепко стала на ноги, а её концепция о материалистическом устройстве мира набирала огромную популярность. Человечество готово было шагнуть из одной религиозной крайности в другую. От идеи о том, что Бог вмешивается в каждое дело лично, в другую крайность — о том, что в Природе нет разумного начал, а все процессы — это действие автоматических законов. Теософия как общественное объединение появилась в момент торжества науки перед религией и преподнесла человечеству чёткую, структурированную, систему мироустройства.

809. Теософия стала золотой серединой между двумя противоборствующими крайностями (Бог везде и Бога нет вообще). Концепция Теософии описывает мироустройство как симбиоз: а) существование автоматически действующих законов (физики, химии, биологии); б) общее управление Космосом осуществляется невидимым разумом. С появлением Теософии, множества спиритуалистов и медиумов борьба между религией и наукой в Европе начала понемногу утихать, и баланс стал выравниваться.

810. Новые поколения учёных понемногу забыли старые травмы, нанесённые науке Церковью. Научное сообщество стало робкими и неуверенными шагами обращать внимание на те секторы мироустройства, которое долгое время считало антинаучным и не заслуживающим внимания. В разных странах появлялись видные представители науки, заявлявшие о разумном начале Природы.

811. В современном мире учёные довольно спокойно относятся к вопросам существования души и невидимых миров. Астральный мир и его возможности уже изучаются наукой в военных, спортивных, медицинских и иных государственных целях. Ещё недавно экстрасенсы, медиумы считались шарлатанами и жуликами, но сегодня их услугами пользуются правоохранительные органы и спецслужбы разных стран мира. Но с 1875-го года и по сегодняшний день у человечества нет системы мироустройства лучше, чем Теософия. Огромная часть постулатов Теософии на сегодняшний день является признанными наукой фактами, о них мы будем говорить в разных статьях Азбуки позднее.

Петр М.

(Редакция от 18 ноября 2025)