Найти в Дзене

21.Кавказский урок (продолжение)

Утром они проснулись в холодной комнате, согрели воды для умывания, приготовили чай. Завтрак был как никогда сытным: сосиски, городские булочки, кофе.

- Ну вот, позавтракали, как люди.

Лиза откинулась на спинку стула, прикрыла глаза.

- А сейчас бы опять в постельку!

- В какую постельку? – воскликнула Вера. – Надо в лес, за дровами!

- А как же волки? – глаза Лизы широко раскрылись. – Их в лесу, наверное, видимо-невидимо!

- Ну так уж и невидимо!- Тамара поднялась. – Надо собираться. Сегодня надо еще с мясом разобраться. Жалко будет, если пропадет.

Они собрались, оделись в куртки, брюки, надели сапоги и отправились в лес.

Лес был совсем рядом, вернее, аул, можно сказать, стоял в лесу. Чтобы перейти с одного его края на другой, нужно пройти по лесу. Он встретил их запахом опавшей листвы, сырости и еще чего-то такого, что делает этот запах неповторимым и незабываемым. Девушки с наслаждением вдыхали ароматы осени, шуршали листвой.

- А все-таки красиво здесь! – Тамара подошла к кизиловому дереву, на котором уже почти не было ягод – они лежали на подстилке из листьев – собрала несколько ягод, съела.

-Девчонки, вот бы варенья сварить! Представляете, зимой едим кизиловое варенье!

- А в чем его хранить? У нас нет ни банок, ни крышек на них. А в кастрюле или в ведре оно прокиснет. – Вера рассуждала по-хозяйски. - Правда, у нас совершенно холодная комната есть, она же не отапливается, можно в ней хранить продукты зимой.

- Девчонки, посмотрите, мушмула! - Она сорвала одно «яблочко», раскусила его.- Как вкусно! Попробуйте! Давайте наберем домой!

- Так, - сказала Вера, - мы зачем пришли? За ягодками или за дровами? Завтра совсем замерзнем!

Пройдя немного, девушки увидели лежащие на земле деревья. Они были сухие, некоторые покрыты мхом. Выбрав деревья подлиннее, девушки потащили их домой. Это было непросто: ветки деревьев цеплялись за траву, за кусты, пни, тащить их становилось все труднее. Лиза тащила березу, Вера и Тамара не знали, какие деревья несли они. Такие не росли в их краях. Когда они вышли на дорогу к селу, стало легче. Притащив деревья домой, они сложили их под навес у сарая и только тогда поняли, что ошиблись в выборе дров. Эти деревья теперь нужно было попилить на части и потом нарубить их для печки. А где взять пилу, топор? Да и кто это сделает? Конечно, они не были белоручками, могли делать любую работу, но пилить и рубить дрова – это было уже слишком!

- Ничего себе – забота о молодых специалистах! – возмущалась Лиза. – «Дрова в лесу!» - передразнила она директора.

- Нечего ныть! – Вера, как всегда, была права. – Надо что-то делать. Я пойду к Савдат и попрошу топор. На ночь надо уже протопить дом, а то совсем замерзнем.

Она пошла к соседям и скоро принесла ножовку и топор. Достаточно быстро они приноровились и распилили одно дерево на чурбаки, которые могли бы поместиться в печку. Потом Тамара разрубила несколько штук на поленья. Это далось нелегко, но настроение девушек улучшилось: у них были дрова, и сегодня в их доме будет тепло!

Оказалось, что нарубить дров – это еще половина дела. Надо было разжечь печь. Дрова не хотели гореть ни в какую – они были сырые, хотя казались нормальными. Собрав побольше мелких веток, девушки все-таки разожгли печку, потом положили сверху щепки, и, наконец, несколько поленьев помельче. Через час они разгорелись, и в домике запахло жильем.

Решено было, пока горят дрова, приготовить обед. В кастрюлю положили несколько ребер, отрубленных от туши кабана, нарезали картошки, капусты, вилок которой они притащили из города, но оказалось, что борща не получится – забыли купить томатную пасту. Решили, что будут щи. Вера вымыла и нарезала мясо кабана, поставила сковородку на печку. Вскоре вкусно запахло жареным мясом с луком. Еле дождавшись, пока все приготовится, девчонки сели за стол. Наработавшись, нагулявшись по лесу, они не жаловались на аппетит.

Положив несколько оставшихся поленьев на пол у печки, чтобы просохли, девушки улеглись и уснули. Проснулись они уже вечером, когда начинало темнеть. Печка уже прогорела, но было тепло. Это придавало дому уют и «домашность». Передвигаться было лень, притом начали болеть руки и ноги после «похода» в лес, попыток запастись дровами. Девушки поели щей, попили чаю. Хожа уже завел движок, и в доме стало еще уютнее. Настроение было хорошим.

Когда стемнело, в дверь постучали. Спросив, кто там, девушки открыли дверь. Это был Хамзат и его старший брат Али. Они предложили нарубить дров.

- Только чтобы никто не знал, что мы были здесь, - проговорил Али.

- А ваш отец? Он знает, куда вы пошли? - Тамара не переставала удивляться, почему помощь женщинам здесь считается делом, недостойным мужчины.

- Он знает, - ответил Али. – Он послал нас. Куда складывать?

Девушки показали, куда складывать дрова.

Парни вышли во двор. Было уже темно, но свет от окон освещал двор.

- Вы принесли не те деревья. Это мах - осина, она плохо горит. Надо брать дакх – березу или наж – дуб. Вот это дерево – он указал на березу – мы распилим, а завтра принесем другие.

Когда работа была сделана и дрова ровной стопкой улеглись у стены холодной комнаты, девушки пригласили братьев поужинать. Правда, они не сказали, что приготовленное мясо – свинина. Хамзат, конечно, знал, но сказать брату, что он своим ножом резал свинью, не решился. Они съели суп, Вера достала из супа мясо, положила на тарелку.

- А если бы это была свинина, вы бы стали есть? – спросила Тамара.

- Конечно, нет, - ответил Али.- Я же вижу, что это не свинина.

- А как ты определил?

- Так ведь мясо темное, ребро не круглое.

Девушки промолчали. Братья ели мясо с аппетитом.

- Но это и не говядина, и тем более не баранина, - проговорил Али.

- Это дикая свинья, - сказала Вера.

Али перестал есть.

- А откуда она у вас? – Али вопросительно смотрел на Хамзата.

Тот не смотрел на брата. Потом сказал:

- Это мы с Ширвани убили вчера на кукурузном поле. Половину отдали собакам, а половину принесли сюда. Чего пропадать мясу?

Али помолчал и сказал:

- Да ведь я в армии ел свинину.

Продолжение