Сегодня мы решили вспомнить еще одно знаменательное и важнейшее событие в истории мировой рок-музыки. 13 февраля 1970-го года, ровно полвека назад, вышел дебютный студийный альбом группы Black Sabbath.
Именно с альбомом – «Black Sabbath», многие исследователи рок-музыки связывают рождение стиля heavy-metal, а одноименная заглавная композиция диска заложила первый камень в фундамент doom, stoner и других андерграундных течений рок-музыки. О создании этой песни мы сегодня и поговорим.
В конце 60-х, группа Earth (именно так изначально назывались Black Sabbath) были всего лишь одной из многих безвестных команд, играющих в клубах Бирмингема
В процессе привычного репетиционного джема, басист группы - Гизер Батлер, решил привнести в свою партию некоторые классические мотивы. «В то время, я был очень увлечен сюитой «Планеты», английского композитора Густава Холста, и пытался сыграть «Марс, вестник войны» на моей бас-гитаре. Я думаю, что это повлияло на Тони (Айомми), и он сочинил рифф «Black Sabbath».
Вибрирующий пониженный тритон гитары Айомми (называемый в западной музыкальной традиции, не иначе как «diabolus in musica»), гроза и раскаты грома, и долетающие словно с того света заунывные удары колокола, создали ту самую гнетущую атмосферу, что потом попытаются повторить тысячи металл-групп по всему миру.
Особую роль здесь также сыграл и вокал Оззи Осборна. Он напоминал истерические причитания грешника перед лицом Страшного Суда.
Текст песни возник не на пустом месте. В одном из интервью, Осборн вспоминал о том, как Батлер, который был большим поклонником всего сверхъестественного, рассказывал ему об одном мистическом случае, когда он проснулся посреди ночи и увидел одетую во все черное фигуру, стоящую у подножия его кровати, а затем та исчезла.
Осборн начал петь:
What is this that stands before me? (Что стоит передо мной?)
Figure in black which points at me (Фигура в черном указывает на меня)
После этих слов Осборна, музыкантам стало ясно, что основной замысел песни сформировался.
Батлер назвал джем «Black Sabbath» в честь старого фильма ужасов режиссера Марио Бава с Борисом Карлоффом в главной роли.
Когда позже менеджер группы Джим Симпсон начал настойчиво предлагать им сменить название группы, (поскольку название Earth было очень распространено среди музыкальных групп), Батлер снова предложил «Black Sabbath» - и это сработало!
«Именно это название привело группу к этому стилю. Оно говорило о серьезности их намерений».
Earth уже написали песню под названием «Wicked World», но их сет-листы на этом этапе состояли в основном из блюзовых каверов, как и у других местных групп, вроде Ten Years After (Элвина Ли) и Free (с Полом Роджерсом на вокале).
Новая оригинальная композиция сразу выделила молодую группу среди десятка конкурентов с одинаковым репертуаром.
«Аудитория была небольшой, и никто не знал, как реагировать на «Black Sabbath», - рассказывал барабанщик Билл Уорд журналу Rolling Stone.
«Но мы так много вкладывали в эту песню на сцене, что все просто начинали кивать ей в такт, особенно в конце, где было очень много громких риффов. Люди просто стояли и говорили «Вау, святая корова!».
Гизер Батлер подтверждает слова Уорда:
«Когда мы впервые сыграли эту песню, толпа просто сошла с ума».
Но вместе с тем, она имела и один заметный негативный эффект.
По словам Оззи - «Все девушки выбежали из зала с криком.» «Это переворачивало все с ног на голову. Вместо того, чтобы быть в рок-группе и иметь возможность в любой момент заполучить приглянувшуюся тебе девчонку, мы добились прямо противоположного - цыпочки с криком убегали прочь!», - жаловался Оззи остальным музыкантам.
Источник видео: официальный youtube-канал Black Sabbath
Будущий вокалист Judas Priest Роб Хэлфорд, а тогда простой бирмингемский подросток, обратил внимание на изменения, которые произошли в группе Earth.
«У меня остались смутные воспоминания о тех днях. Я видел выступления Earth в каком-то клубе в Бирмингеме, и они тогда были в каком-то тяжелом блюзовом, джазово-проговом музыкальном режиме. В визуальном плане, ничего особенно не изменилось, или я не запомнил. Когда они стали Блэк Саббат, в их образе сразу появилась какая-то целостность. Риффы Тони выдвинулись на передний план, и теперь у них был просто уникальный персонаж, который отличал их от всех остальных местных команд. Оззи выглядел и звучал особенно, а динамика ритм-секции Гизера и Билла создала звучание, которого тогда не было ни у кого вокруг».
Симпсон получил достаточно денег от музыкального издателя Тони Холла для проведения двух сессий записи в ноябре 1969 года в студии Regent Sound в Лондоне, где Black Sabbath в 1970-м году, записали основную часть своего дебютного альбома, с продюсером Роджером Бейном.
Все сессии записывались в основном вживую с минимумом наложений, хотя Бейн и Том Аллом (звукоинженер) добавили нечто особенное в качестве интро к заглавной песни, открывающей альбом: звук надвигающейся грозы.
«Мы арендовали набор трубчатых колоколов, и просто позвонили в один из них», - рассказывал Аллом. «Я как бы заставлял его появляться и исчезать в разных местах, с помощью реверберации. Например, когда вы стоите в поле, и звонит колокол деревенской церкви, и его звук разносится на ветру. В этом есть какой-то знак, не так ли?»
Симпсон назвал это интро - «величайшим вступлением в истории рок-записи за всю ее историю. Если бы вы спросили группу, хотят ли они этого, они, вероятно, сказали бы «Нет». Но в итоге, это звучало просто идеально. И в этом весь Роджер Бейн.»
Дебютный альбом Блэк Саббат, определил не только название группы, но и ее звучание.
«Мы все так гордились собой, когда писали «Black Sabbath», - говорит Гизер Батлер. «Я думаю, что нам потребовалось всего несколько часов для того, чтобы записать эту вещь вдоль и поперек. Тони сыграл рифф, и мы все присоединились. Оззи спонтанно спел текст. Затем Тони оформил все это в единое целое, придумав угрожающий рифф в конце композиции. Мы знали, что эта песня полностью представляет каждого из нас».