Найти в Дзене
Синхронизация

Поленов и Репин: история дружбы и соперничества

Оглавление

1. И. Репин. Портрет художника В.Д. Поленова. 2. В. Поленов. Портрет художника Ильи Репина. © Государственная Третьяковская галерея
1. И. Репин. Портрет художника В.Д. Поленова. 2. В. Поленов. Портрет художника Ильи Репина. © Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин (1844–1930) и Василий Поленов (1844–1927) были одновременно друзьями и соперниками. Они вместе учились в Императорской академии художеств и искали вдохновение в Европе, но Репина долго считали более талантливым и успешным, а в Поленове выдающихся способностей не видели.

Сегодня на примере двух художников расскажем историю о том, что успех не всегда приходит быстро. А на лекции о Василии Поленове подготовимся к выставке, посвящённой 175-летию мастера.

Университетские годы

Репин, в отличие от Поленова, поступил в Академию художеств только со второго раза. Однако это не помешало ему стать одним из лучших учеников и всегда быть на полшага впереди друга Василия. Сравним, например, выпускные картины двух художников 1871 года.

Вот работа Ильи Репина:

И. Репин. Воскрешение дочери Иаира © Государственный Русский музей
И. Репин. Воскрешение дочери Иаира © Государственный Русский музей

А вот полотно Василия Поленова:

В. Поленов. Воскрешение дочери Иаира © Государственный Русский музей
В. Поленов. Воскрешение дочери Иаира © Государственный Русский музей

Обе работы посвящены одному религиозному сюжету — воскрешению 12-летней девочки, дочери начальника синагоги Иаира. И Поленов, и Репин получили за картины большую золотую медаль, однако работу Репина до сих пор считают более сильной.

Но почему? Ведь сюжеты схожи, а к технике нельзя придраться.

Дело в выбранном для изображения моменте. Поленов написал Христа, который уже воскресил девушку.

Репин же изобразил Иисуса, который только собирается совершить чудо. Мы не знаем, удастся ли ему это, и переживаем вместе с людьми на заднем плане картины.

Поездка в Европу: импрессионизм против народности

Обладатели золотой медали по окончании Академии получали награду — оплаченную поездку в Европу. Репин и Поленов отправились учиться живописи вместе, а спустя несколько лет представили результаты своих трудов: картины «Право господина» и «Садко».

В «Праве господина» Поленова феодал выбирает, с кем из трёх девушек он проведёт ночь:

В. Поленов. Право господина © Государственная Третьяковская галерея
В. Поленов. Право господина © Государственная Третьяковская галерея

У Репина Садко выбирает жену по приказу морского царя:

И. Репин. Садко © Государственный Русский музей
И. Репин. Садко © Государственный Русский музей

Но на мотиве выбора сходства заканчиваются. Поленов хотел рассказать о социальной проблеме средневековой Европы и, по мнению критиков, сделал это недостаточно выразительно.

Репин же представил в образе морских девиц разные страны и народы. Садко выбрал в жёны стоящую в глубине русскую девицу Чернаву:

И. Репин. Садко (фрагмент) © Государственный Русский музей
И. Репин. Садко (фрагмент) © Государственный Русский музей

Такой подход вызвал восторг и у искусствоведов, и у императорской семьи.

«Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства», — писал мастер о своей работе.

Так Репин начал становиться по-настоящему народным художником.

Ненародный художник

Поленову же репинской «народности» всегда недоставало, а влиятельный критик Стасов обвинял художника во «французистости»:

«Вы собираетесь поселиться в Москве, это не что иное, как несчастное подражание Репину», — говорил критик и советовал Поленову вернуться во Францию или Германию.

Репин же в Поленова верил:

«Нет, брат, вот увидишь сам, как заблестит перед тобой наша русская действительность, никем не изображённая. <...> Как станешь ты постигать её, да со всем жаром любви переносить на холст».

Французский взгляд на русскую природу

Слова Репина стали пророческими, а критик Стасов ошибся. В итоге любовь Поленова к европейской живописи помогла художнику воспеть Россию так, как не смог никто другой.

Репин довольно холодно относился к импрессионистам и представителям Барбизонской школы, а Поленов наблюдал за ними с интересом. Подобно французским художникам, он стал выходить на пленэр, то есть писать картины прямо на улице. В России этого никто не делал.

Именно так, глядя в окно, в 1878 году, 34-летний Поленов написал свою самую известную картину — «Московский дворик»:

В. Поленов. Московский дворик  © Государственная Третьяковская галерея
В. Поленов. Московский дворик © Государственная Третьяковская галерея

Репин же к тому времени уже 5 лет как создал «Бурлаков на Волге», которых критик Стасов назвал «одною из самых замечательных картин русской школы».

И. Репин. Бурлаки на Волге © Государственный Русский музей
И. Репин. Бурлаки на Волге © Государственный Русский музей

После написания «Дворика» Поленов начал чаще писать пейзажи и стал создателем пейзажа настроения, с помощью которого передавал на холсте личные и интимные впечатления от окружающего мира. Эта откровенность подкупала и зрителей, и критиков.

В итоге оба художника вошли в историю, только у Поленова путь к успеху занял чуть больше времени. Репина запомнили как создателя живописной «энциклопедии русской жизни», Поленова — как гениального пейзажиста.