Найти в Дзене

Пророчества "Двенадцатой ночи"

В комедии Уильяма Шекспира "Двенадцатая ночь" все "на самом деле иначе, чем в действительности". Мы не знаем намеренно или нет, но одноименная картина Уолтера Деверела оказалась в этом очень созвучна пьесе, а, для ряда персонажей на картине, сыграла прямо-таки пророческую роль.

Двенадцатая ночь. Уолтер Хауэлл Деверелл. 1849 - 1850 гг.
Двенадцатая ночь. Уолтер Хауэлл Деверелл. 1849 - 1850 гг.

В 1848 году небольшой любительский театр в Лондоне ставил пьесу Шекспира "Двенадцатая ночь", в которой близнецы Виола и Себастьян плывут на корабле, терпят кораблекрушение и теряют друг друга из вида. Виола попадает в Илирию, где, переодевшись в мужское платье, поступает в услужение к герцогу Орсино. Орсино влюблен в надменную красавицу Оливию. Он посылает Виолу с любовным письмом, дабы растопить сердце красавицы. И она и в самом деле влюбляется. Вот только не в Орсино, а в Виолу. Которая в свою очередь успела по уши влюбится в благородного герцога. Тем временем брат Виолы тоже пребывает в Илирию и встречается с Оливией. Все заканчивается хорошо. Оливия, которой в Виоле приглянулись лишь внешность, да та страсть, с которой она говорит о любви, выходит замуж за Себастьяна, а герцог прозревает, что любовь его к Оливии была лишь тенью любви к Виоле и тоже благополучно женится. На пару с господами венчается еще пара слуг. Это редкая для Шекспира комедия, в которой все заканчивается хорошо, несмотря на то, что все в ней в действительности не то, чем кажется: юноши оказываются девушками, девушки юношами, любовь всего-лишь мимолетным увлечением, вражда - неловкой ссорой, а житейские треволнения - дорого к подлинному счастью.

В этом театре, помимо прочих, в качестве одного из актеров играл Уолтер Деверелл - начинающий художник, актер - любитель и вообще романтично настроенный юноша. Пьеса так вдохновила художника, что он решил написать картину на ее сюжет. Вот только он никак не мог найти модель на роль Виолы. Все, знакомые художнику девушки, были не достаточно стройны или не достаточно задорны. А ему нужна была такая, которая даже переодетой в мужское платье сохраняла бы свое обаяние и привлекательность. Такой девушки Уолтер не встречал и работа над картиной простаивала.

У самого Шекспира в пьесе сцены кораблекрушения нет, но, выброшенная на берег Виола должна была бы выглядеть примерно так. Фотофантазия на тему Шекспира от проекта SOMNIUSDANTIS.
У самого Шекспира в пьесе сцены кораблекрушения нет, но, выброшенная на берег Виола должна была бы выглядеть примерно так. Фотофантазия на тему Шекспира от проекта SOMNIUSDANTIS.

Модель нашлась внезапно. В то утро Уолтер должен был сопровождать свою мать в прогулке по модным магазинам. Они зашли в шляпную лавку и мать Деверелла принялась примерять модный товар, а Уолтер не смог оторвать зачарованных глаз от девушки,стоявшей за прилавком. Так, он повстречал Эдизабет Сиддал, которую окрестил "девушкой с лицом ангела и глазами Медузы Горгоны". Этот день навсегда изменил жизнь Лиззи, да и не ее одной. Но в то утро никто из них не знал, чем все это закончится.

Как только Уолтер увидел Лиззи, высокую, стройную, с точеными чертами лица, бездонными глазами и копной невероятных волос, как он сразу же понял, что лучшей модели для Виолы ему не найти. Вот только предложить девушке позировать скромный Уолтер так и не отважился. На переговоры отправилась мать Деверелла, та самая, благодаря любви к шляпкам которой и произошла роковая встреча.

Убедить саму девушку не составило труда. Она и без того грезила романтической литературой и стать героиней пьесы Шекспира пусть и всего лишь на картине было для нее крайне лестно. А вот родители девушки были настроены весьма категорично и их удалось убедить только после того, как мать Уолтера пообещала, что она или одна из ее дочерей будут присутствовать на всех художественных сессиях. Не обошлось и без финансового вопроса - предложенный Элизабет за работу гонорар был куда больше, чем заработок в модной лавке мадам Тозьер.

Работа над картиной началась и Уолтер Деверелл быстро понял, что его чувства к Элизабет далеки от профессионального восторга. Он был влюблен, но не решался ей признаться. Уолтер страдал наследственным заболеванием и заранее знал, что его жизнь не будет долгой. К тому же, он не хотел обременять любимую уходом за тяжело больным и чувства его к Элизабет так и остались не раскрытыми. Максимум, что смог позволить себе художник - это изобразить в роли герцога Орсино самого себя. На картине Лиззи - Виола замерев от восторга смотрит на герцога, который влюблен в другую. Но в действительности это Уолтер едва осмеливался поднять на красавицу Элизабет глаза. Сама же Элизабет смотри на картине на герцога, но в действительности ее вскоре увлек другой персонаж картины.

Несмотря на довольно фундаментальное образование Уолтеру в живописи не хватало практики. У него никак не получалось написать фигуру Виолы и в особенности ее волосы. Для помощи в работе он пригласил своего друга - Данте Габриэля Россетти. Так-то лидер Прерафаэлитов и познакомился со своей будущей Беатриче. Именно в студии Уолтера Деверелла, где Лиззи позировала для Виолы, она и познакомилась со своим роковым гением и будущим мужем. Россетти, кстати тоже нашлось место на картине. Трагическую балладу о смерти и любви в роли шута Фесте поет именно он.

Поспеши ко мне, смерть, поспеши
И в дубовом гробу успокой,
Свет в глазах потуши, потуши, -
Я обманут красавицей злой.
Положите на гроб не цветы, а камни.
Только ты, о смерть, только ты - мила мне.
Схороните меня в стороне
От больших проезжих дорог,
Чтобы друг не пришел ко мне
И оплакать меня не мог,
Чтобы, к бедной могиле моей
Склоненный,
Не вздыхал, не рыдал над ней.
Влюбленный.
Так поет Фесте, насмешливо передразнивая герцога в его любовной тоске. (Уильям Шекспир "Двенадцатая ночь" акт II, сцена IV).

И именно так все и вышло. Смерть успокоила всех троих.

Уолтер Деверелл так и не отважился признаться Элизабет в любви. Он умер первым, едва дожив до 27 лет. Элизабет и Россетти стали друг для друга источником источником огромного вдохновения, их отношения продлились много лет, но это уже совсем другая история, о которой у нас есть отдельный пост.

Но все это было позже, а в 1950 году картина "Двенадцатая ночь" была презентована публике на выставке в "Национальном институте изящных искусств". Особого восторга она не вызвала, но и жесткой критике не подверглась. Викторианская общественность по достоинству оценила театральный задник картины, намекающий на то, что все происходящее - это не картинки из жизни, а сцена из театрального действия. Порадовали викторианцев и цветы жимолости, которые увивающие балюстраду над герцогом и скамью Виолы. На языке цветов эти растения символизируют преданность, а викторианцы любили аллегории и загадки (во всяком случае такие, на которые знали ответ).

Единственное, что возмутило общественность и вызвало резонанс - это практически голые ноги Виолы. Женские ноги были для пуританских англичан той поры практически фетишем. Их даже называть в слух не разрешалось - воспитанные граждане именовали эту часть тела не иначе как конечности. А уж обнажать их на публике было и вовсе не прилично. Но на судьбе картины это не сказалось. Она была приобретена для частной коллекции. Сегодня ее стоимость оценивается в 600 - 800 тысяч фунтов стерлингов.

Орсино и Виола. Фредерик Ричард Пикерсгилл. 1851 г.
Орсино и Виола. Фредерик Ричард Пикерсгилл. 1851 г.

Интересно, что оставленная в свое время практически без внимания, картина оставила в веках куда более глубокий отпечаток, чем в викторианские времена. Во множестве иллюстраций, постановок и экранизаций "Двенадцатой ночи" вы с легкостью найдете ее цитаты и отголоски. Так, в самой пьесе Уильяма Шекспира Виола нет ни слова о цвете волос Виолы, но на множестве картин и в подавляющем большинстве постановок ее волосы тяготеют к рыжине, да и внешность и манеры героинь во многом копируют именно образ, созданный Элизабет Сиддал на картине Уолтера Деверелла.