Найти тему
pobetony.ru

Как строят под водой? Секреты инженерной мысли

Строителям иногда приходится решать задачи, которые кажутся невыполнимыми. Например, когда требуется под водой возвести строительную конструкцию тех же размеров и по таким же технологиям, что и на суше. Разница в том, что для подводного строительства используются специальные водостойкие бетоны, защита поверхностей, и учитывается давление воды и течений. В остальном подводные и надводные сооружения могут быть аналогичны. Но как строят под водой?

В некоторых случаях подводные работы выполняют бригады водолазов с использованием специального инструмента и материалов.

-2
-3

Для монтажа подводных трубопроводов используют подводные монтажно-сварочные автоматы.

-4
-5

Но их возможности ограничены, например, при долгосрочном монтаже капитальных подводных железобетонных конструкций.

Во многих случаях перед началом основного строительства сооружают коффердам, что на английском означает «перемычка» или в других значениях «сундук». Принцип всех конструкций подобного типа одинаков: в воде герметичными стенами огораживается периметр или диаметр, из него откачивается вода. В итоге внутри сооружения воды нет, открывается возможность проводить строительные или ремонтные работы, как на суше.

-6

На разных объектах используют коффердамы разных конструкций, размеров, из разных материалов. Они могут быть капитальными железобетонными, временными металлическими в виде бака или даже надувными.

-7
-8
-9

Все зависит от местных условий и поставленной задачи. У строительства этим способом есть значительный минус – ограничения по глубине. Их можно использовать только на относительном мелководье, потому что основание коффердама должно стоять на дне. Чем глубже, тем выше должны быть герметичные стены.

-10
-11

Кроме того, приходится учитывать большое давление воды на глубине. Поэтому стены на глубинах не только выше, но и толще и прочнее. Это значительно повышает стоимость сооружения. А на определенных глубинах делает сооружение нерациональным из-за дороговизны и сложности. Или просто невозможным. Например, трудно представить себе коффердам глубиной 200 м, на дне которого работают строители. Самая нижняя часть сооружения при этом должна выдерживать давление воды силой около 20 атмосфер. К тому приходится учитывать возможность штормов и сильные подводные течения.

Поэтому стоимость этого вспомогательного сооружения может значительно повысить стоимость самого строительного объекта.

-12

Даже на небольших глубинах это – крайне ответственное сооружение. Оно должно быть не только абсолютно герметичным, но и прочным. Внезапное разрушение стен и затопление может привести к гибели строителей.

Поэтому сооружение каждого такого объекта начинают с геодезических работ на местности. Изучается глубина, особенности дна. Далее проектировщики подбирают материалы, рассчитывают необходимую прочность и другие характеристики.

-13

Среди таких конструкций есть временные, для разовых работ, и постоянные, которые используют, например, для ремонта подводных частей морских судов вместо сухого дока.

Разовые коффердамы применяют для монтажа опор мостов, плотин, опор для морских платформ и трубопроводов, приливных станций и т.д. Также с их использованием строят уникальные и оригинальные здания – подводные кафе и рестораны, аквариумы из сверхпрочного прозрачного материала.

-14
-15
-16

Строительные коффердамы после использования либо убирают, если они мобильные, либо демонтируют или затапливают. Вариант с затоплением рационален, если коффердам сооружен вокруг какого-то объекта. Если в будущем потребуется его ремонт или обслуживание, воду снова откачивают, открывая фронт работ.

Примечательно, что по такому же принципу «отгородить сушу от воды» строят и уникальные мостовые переходы, как на этом фото.

-17

По этому принципу иногда проводятся крупномасштабные строительные работы при сооружении разных гидротехнических сооружений – котлованов водохранилищ и гидростанций, шлюзов и каналов. Потоки воды на реке перекрываются временной плотиной или направляются по другому руслу, оперативно проводятся работы, и воду запускают в готовое гидротехническое сооружение.

-18

Схожий принцип используется и при строительстве подводных участков тоннелей метро, переходов, переходов, авто и ж/д магистралей.

-19

Современная цивилизация накопила значительный опыт подводного строительства. Сегодня стали доступны новые материалы со свойствами, которых ранее не было. Компьютерные технологии помогают быстро и точно рассчитывать проектные характеристики любых подводных объектов. Поэтому человечество шаг за шагом будет стремиться и дальше осваивать морские глубины.