Найти тему

"Warhammer 40000" и "Star Wars" - нельзя сравнивать!

Поговорим о невозможности сравнения Star Wars и Warhammer 40000 ещё раз? Вообще-то, сравнивать эти две Вселенных, как минимум неразумно, и вот почему. Для начала, стоит понять, что есть «Звёздные войны», и что есть «Warhammer 40000». Это совершенно разные жанры. Если «Warhammer» представляет собой «технофэентези» с элементами научной фантастики (так, например, Астартес – это самая что ни на есть «твёрдая фантастика» – генетика, техника и прочее), то «Звёздные войны» – это космическая опера. Да, отдельные книги могут быть написаны в разных стилях и жанрах – некоторые авторы «Звёздных Войн» писали военную драму ничуть не хуже, чем авторы «Warhammer 40000», а авторы «Warhammer 40000» порой пытались в «космическую оперу», и получалось у них по-разному. Но – это совершенно разные жанры. Стоит поговорить о них более подробно.

Здесь было много всего - и хорошего, и плохого...
Здесь было много всего - и хорошего, и плохого...

Итак, космическая опера «Звёздные войны». Скажу сразу – в данном тексте я опираюсь лишь на книги, так как книги для меня – более полный и более грамотный источник информации. И книги – только из Расширенной Вселенной, так как Диснея и его «авторов» я не признаю. Да, Расширенная Вселенная была… разной. По ней писали разные авторы, от довольно хороших (Зан, Стекпол, Тревисс…) до довольно посредственных (Кевин Андресон, Дрю Карпишин…). Почему так? Ну, например, достаточно ознакомиться с книгами названных мной авторов, в других Вселенных, и тогда станет ясно, что Стекпол – это не только «Звёздные войны», но и «Battletech», и его романы в этой Вселенной были одними из самых интересных. Имя Тимоти Зана тоже хорошо известно любителям боевой фантастики. Про книги Карен Тревисс я писал в статье про самую взрослую фантастику во Вселенной «Звёздных Войн»… Что же до Кевина Андерсона, то его работы во Вселенной «Звёздных Войн» вовсе не отличались чем-то новым и интересным, зато количество разного рода ерунды на единицу текста, порой заметно превышало все мыслимые не немыслимые величины. А если ознакомиться с работами Кевина Андерсона в других проектах (например, «Дюна»), то… в общем, лучше это не читать. Карпишин же, порой показывая неплохой стиль и слог, умудряется быть очень скучным…

Но основная проблема «Звёздных войн», как многоавторского проекта, была в слабости технической проработки Вселенной. Авторы порой сами не знали, что и как должно работать. Если у того же Стекпола космический бой выглядел, как космический бой, со стрельбой из лазерных пушек и запусками торпед (которые ещё и наводились на маневрирующие цели!), то у кого-то другого космический бой не получался от слова совсем. Порой герои в книгах говорят о гиперпространстве, а порой – о сверхсветовой скорости (так как сами авторы не понимают, о чём идёт речь), кстати, я писал и об этом. Что же до описания оружия, то тут творится полный бардак. Пока все эти бластеры не объявили плазменным оружием, всё выглядело более-менее естественно – в фильмах они смотрелись вполне себе лазерными, и это не требовало никаких объяснений «как это может работать». Но, после того, как появилась статья про «бластерный газ» на Вукипедии, можно было усомниться в том, что авторы этого закончили хотя бы начальную школу. Поясню – в другом шикарном многоавторском цикле «Боло», про который я тоже писал, есть хорошее описание именно плазменного оружия – и принципа, на котором оно работает…

С одной стороны, для космической оперы не так уж и принципиально, что и как работает, но, с другой – объяснения, которые пишут люди, которые сами этого не знают, читать просто больно. Это касается и описания бластеров, описание которых просто заставляет снижаться коэффициент интеллекта, и разное другое – например, почти нигде в книгах по «Звёздным Войнам» не указано расстояние, на котором ведётся бой. В фильмах же корабли и вовсе стреляют друг по другу чуть ли не в упор, хотя, даже в нашей истории, был период (та же Вторая Мировая), когда большие артиллерийские корабли (линкоры) палили по цели, находящейся чуть ли не за тридцать километров! В общем, по части техники и описания того, что и как работает, увы, у «Звёздных Войн» всё очень и очень печально.

В «Warhammer 40000» же, зачастую, с описанием тех или иных технологий, используемых в сюжетах книг, всё очень хорошо. Авторы работают по такой схеме, что если надо ввести некую технологию, о которой никто ничего не знает, то они и не раскрывают её принципа действия. Например, «варп-двигатель» – понятно, для чего он нужен, но как он работает, на каких физических принципах – непонятно. Разумеется, авторы пишут только общие слова – и это правильно. Или плазменное оружие – авторы указывают, что есть разного рода детали, типа магнитных колец, которые придают заряду плазмы ускорение, и всё. Пишут ещё, что при интенсивной стрельбе оно может того… взорваться. Такой подход на самом деле – очень хороший. Если по сюжету нужна какая-то особенная технология, но у которой пока что нет не то, что аналогов, но даже принципа, по которому она должна работать – так и надо. Мол, есть вот это и вот это, оно делает то и то, и всё. Мол, обслуживают техножрецы высокого ранга, но даже они могут всего не знать. И в рамках «Warhammer 40000» это смотрится очень даже хорошо.

Тем не менее, в мире «Молота Войны» порой описаны и вещи, которые даже сейчас выглядят вполне себе реально. Те же болтеры – на самом деле нет ничего невероятного в его устройстве. Да, были попытки сделать что-то аналогичное (пистолет и карабин «Gyrojet»), который, тем не менее, оказался не таким хорошим, как болтер. Низкая точность, невозможность прицельной стрельбы и тому подобные вещи… Тем не менее, сделать оружие, которое, подобно болтеру, будет стрелять активно-реактивным боеприпасом – можно. Единственное – зачем? Пока что противников, для которых был бы нужен такой принцип, не наблюдается…

То, что касается самих Астартес и принципа их создания – чистая научная фантастика. То есть, никакой «магии» или прочего, что нельзя было бы объяснить научно, в этом нет. Дополнительные органы? Второе сердце или третье лёгкое? Ничего антинаучного здесь нет, как и в «черном панцире», которые ещё и выполняет функцию нейроинтерфейса – опять же, в одной из книг про бравого комиссара Каина, был эпизод, когда инквизитор Эмберли Вейл появилась в силовой броне, довольно хорошо сделанной. Так вот, в роли нейроинтерфейса там выступал специальный костюм-поддоспешник, который надевался на голое тело (судя по выказываниям Каина). Примерно тот же принцип используется и Сёстрами Битвы и прочими персонажами-неАстартес, кто хотел бы носить силовую броню. Так что – это вполне себе «твёрдая научная фантастика». Собственно, такие вещи – ещё один повод любить «Warhammer 40000».

А с Вами был я, Алексей Аряев. Подписывайтесь на мой канал, поддерживайте его Вашими "королевскими лайками", ведь впереди будет ещё немало интересного! Спасибо всем тем, кто поддерживает меня в эти сложные для меня времена!