После захвата Зееловских высот войсками 1-го Белорусского фронта и обозначившихся фланговых охватов 1-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов над 9-й полевой армией нависла угроза полного и быстрого окружения. Генерал Т. Буссе запросил разрешение на немедленный отвод своей армии к восточным пригородам Берлина для организации там прочной обороны. План командующего 9-й армии полностью поддержал командующий группой армий «Висла». Однако упрямый и категоричный Гитлер запретил оставление рубежей, приказав генерал-полковнику Хейнрици, удерживать все позиции и рубежи к востоку от Берлина любой ценой.
В ночь на 19 апреля из Франкфурта-на-Одере начался вывод немецкого гарнизона, после чего мост через Одер был взорван. Только ввод в бой последних трёх резервных дивизий – 18-й танково-гренадерской, а также дивизий СС «Нордланд» и «Нидерланд» не дали возможности советским войскам достигнуть внешнего обвода Берлина.
Весомую поддержку частям Жукова оказывали бомбардировщики и штурмовики 16-ой воздушной армии (генерал-полковник С. И. Руденко). Они совершили за четыре дня непрерывных сражений более 14 680 боевых вылетов, сбив при этом 474 самолёта Люфтваффе. В полосе наступления войск Конева 2-ая воздушная армия произвела более 7500 боевых вылетов, уничтожив 155 германских самолётов.
20 апреля в день рождения Гитлера ударные части Красной армии преподнесли фашистскому диктатору «отличный подарок» – дальнобойная артиллерия 79-го стрелкового корпуса начала обстрел окраин и центральных районов Берлина. 3-я и 4-я гвардейские танковые армии в тесном взаимодействии с 3-й и 5-й гвардейскими и 13-й общевойсковой армиями вбили прочный клин между позициями немецких армейских групп «Висла» и «Центр».
Руководство ОКХ и ОКВ спешно покинуло свою ставку в Цоссене в виду приближения танков Рыбалко, перебравшись в Ванзее (близ Потсдама). 47-я армия совместно с 1-м механизированным корпусом (генерал-лейтенант Семён Моисеевич Кривошеин) взяла штурмом город Бернау. Он являлся последним крупным оплотом вражеской обороны на северо-восточных подступах Берлина.
21 апреля после упорных боев 3-я и 5-я ударные армии при поддержке танков генерала Богданова ворвались на северо-восточную окраину Берлина. В это же время 61-я армия и 1-я армия Войска Польского обходили столицу рейха с севера, двигаясь в направлении Эльбы. Вечером 3-я гвардейская танковая армия ворвалась на южные окраины Берлина.
Для усиления частей Рыбалко были задействованы резервы 1-го Украинского фронта – 10-й артиллерийский и 2-й истребительный авиационный корпуса, дивизия артиллерийского прорыва и зенитно-артиллерийская дивизия. За шесть дней жесточайших боёв и скоростных маршей войска 1-го Украинского фронта потеряли в общей сложности 34 447 человек. Части Конева также безвозвратно утратили 264 единицы бронетехники (179 танков и 85 САУ).
Непосредственный штурм Берлина начался 22 апреля 1945 года. На северо-восточные окраины немецкой столицы, форсировав реку Хафель, ворвался 9-ый гвардейский танковый корпус генерал-майора Н. Д. Веденеева. Следом за ним во вражескую цитадель вступили части 47-й армии. В это же время в кварталах южных окраин Берлина начали бои авангардные подразделения 3-ей гвардейской танковой армии.
В тот же день войска 1-го Украинского фронта – 21-й стрелковый корпус полностью овладел Котбусом – важнейшим пунктом немецкой обороны на Нижней Шпрее. При этом были захвачены 1500 немецких пленных, 74 танка и САУ, 60 орудий, до 2000 автомашин. Главным трофеем советских пехотинцев стал захваченный ими авиационный завод, производивший штурмовики «Фокке-Вульф-190».
Стало очевидным, что выбить советские части из предместий и окраинных кварталов Берлина уже невозможно. Тотчас высшие бонзы Третьего рейха, министры и их помощники, партийные чиновники, представители верховного командования вермахта и Люфтваффе, руководители аппарата СС поспешили как можно скорее покинуть обреченную столицу.
Гитлер отказался оставить свой бункер. Он ещё фанатично верил, что Берлин останется немецким городом. Вместе с фюрером в столице остались начальник партийной канцелярии и главный секретарь Гитлера – Мартин Борман, начальник Генерального штаба сухопутных сил – генерал пехоты Ганс Кребс, министр пропаганды Йозеф Геббельс.
К началу боёв на улицах Берлина гарнизон столицы насчитывал всего 41 253 человека. Из них кадровыми военнослужащими были лишь 15 000 солдат и офицеров. В числе прочих защитников находились 24 000 ополченцев из фольксштурма, 1713 полицейских, 1215 юных бойцов из «Гитлерюгенда». На вооружение защитников Берлина имелось более 42 000 винтовок и карабинов, 2216 ручных и станковых пулеметов, 773 автомата (пистолетов-пулеметов), около сотни минометов и полевых орудий.
Геббельс при активном содействии частей СС и военной полиции приступил к проведению дополнительной мобилизации мужского населения столицы. Из тех берлинцев, кого ещё каким-то чудом не охватили призывом, планировалось поставить под ружьё за сутки около 52 850 бойцов. Забегая вперёд, следует сказать, что план мобилизации провалился.
Даже самые жестокие карательные меры – показательные расстрелы и повешения усилили столичный гарнизон всего на пару тысяч необстрелянных юнцов и пожилых мужчин. Этих «смертников» вооружали винтовками и тремя магазинами патронов к ним. Рейман с подачи Геббельса мобилизовал уголовников и заключенных, находившихся в тюрьмах, а также всех полицейских и пожарных.
Силы гарнизона усиливались по мере отступления в город разбитых частей с внешнего оборонительного обвода города. В Берлин пробились части 56-го танкового корпуса (генерал артиллерии Гельмут Вейдлинг) – всего около 15 000 человек. Столицу Германии к исходу 22 апреля защищали по различным оценкам от 100 000 до 200 000 человек. Эти цифры даны с учётом полка «Великая Германия» и бригады СС, которые несли охрану рейхсканцелярии, рейхстага и бункера Гитлера, а также подразделений частей ПВО, наземных служб Люфтваффе и тыловых подразделений
23 апреля начался планомерный генеральный штурм Берлина. С северных окраин наступали 3-я ударная и 2-я гвардейская танковая армии. С юго-восточных предместий двигались 5-я ударная, 8-я гвардейская и 1-я гвардейская танковая армии. С юго-западных окарин продвигались 3-я гвардейская танковая и 47-я армии.
Гитлер, ощущая разрывы и слыша гул канонады даже в своём глубоком бункере, наконец-то «прозрел» и осознал, что спасти его и столицу может только великое чудо. Фюрер и его сильно поредевшее окружение свои последние надежды на избавления от «красной большевистской чумы» связывали с 12-й полевой армией (командующий – генерал танковых войск В. Венк).
Она ещё только завершала своё формирование к западу от столицы у берегов Эльбы. На бумаге в составе 12-й армии имелось полтора десятка дивизий и боевых групп, в которых согласно списочному составу значилось около 130 000 человек, а также сотни орудий и единиц бронетехники. Однако в реальности под началом Венка были наспех сколоченные и недавно созданные подразделения. Они были укомплектованы лишь на 40-60 % личным составом, а бронетехникой и артиллерией лишь на 25-50 %.
Гитлер приказал 12-ой армии срочно оставить позиции на Эльбе и двинуться маршем прямо на Берлин. Одновременно с северного направления навстречу Венку удар наносила «армейская группа Штейнера». По замыслу фюрера удары Венка и Штейнера деблокировали Берлин с севера, а также устанавливали прочную связь столицы с Западной и Центральной Германией.
Будучи недовольным действиями Реймана, фюрер сместил его с поста начальника гарнизона. К изумлению высшего генералитета оборона германской столицы была поручена никому прежде неизвестному подполковнику Эриху Беренфенгеру, который прежде командовал лишь батальоном. Гитлера не волновало то, что Беренфенгер последний год находился в командном резерве. Главное, что подполковник – кавалер Рыцарского креста с Мечами и Дубовыми Листьями был фанатично предан фюреру. Кроме того, Беренфенгер имел богатый опыт оборонительных боёв в Крыму.
24 апреля Гитлер находился в величайшем возбуждении, ожидая «скорейшего прибытия» 12-й армии и «армейской группы Штейнера», которым предстояло в максимально короткий срок с боями преодолеть 85 и 40 км соответственно. Ожидая скорейшего деблокирования своей столицы извне, фюрер в третий раз за последние двое суток сменил военного коменданта зоны обороны Берлина. Теперь оборона столицы Третьего рейха была поручена генералу Вейдлингу.
Примечательно, что Гитлер поначалу приказал расстрелять командира 56-го танкового корпуса, поскольку тот осмелился отвести свой штаб более чем на километр от линии фронта. Однако «оправдательный» доклад Вейдлинга в ставке Гитлера произвёл на фюрера благоприятное впечатление. «Расстрельному» генералу была поручена «величайшая и самая почётная миссия» – удержать Берлин в немецких руках и всячески способствовать «прорыву» Венка и Штейнера. Что касается подполковника Беренфенгера, то по приказу Гитлера на следующий день ему присвоили звание генерал-майора и назначили комендантом обороны берлинских секторов А и Б.
Пока бесноватый фюрер занимался кадровыми перестановками, маршал Жуков ввёл в бой 3-ю армию (генерал-полковник Александр Васильевич Горбатов) и 2-й гвардейский кавалерийский корпус (генерал-лейтенант В. В. Крюков). Им предстояло завершить окружения главных сил 9-й немецкой к востоку от Берлина. В свою очередь генерал Буссе получил-таки от командования запоздалое разрешение на отвод своих частей к предместьям столицы.
В тот же день 24 апреля 3-я ударная армия овладела северным пригородом Рейникендорф, выйдя на северный берег канала Берлин-Шпандауэр-Шиффартс в районе Фолькс-парка. Войска 5-й гвардейской армии и 4-го гвардейского танкового корпуса завершили ликвидацию вражеской группировки, окруженной в Шпремберге. Немецкий гарнизон потерял до 7900 человек погибшими, ранеными и пленными, а также 86 танков и САУ, 185 бронетранспортёров, 162 орудия и 1300 автомобилей.
К исходу дня войска генералов Чуйкова и Катукова соединились юго-восточнее Берлина в районе Бонсдорфа с танковыми частями Рыбалко и 28-й армии (генерал-лейтенант А. А. Лучинский). Так, фронты Жукова и Конева замкнули кольцо окружения вокруг частей 9-й полевой и 4-й танковой армий, расположенных между Нейсе и Шпрее к востоку от Любена и Цоссена. В окружение попали до 150 000 немецких военнослужащих (остатки 16 дивизий – 12 пехотных, 2 танковых и 2 моторизованных).
25 апреля западнее немецкой столицы передовые подразделения 4-й гвардейской танковой армии соединились в районе Кетцена с авангардом 2-й гвардейской танковой армии. Теперь Берлин был полностью изолирован от прочих территорий Германии. Войска Лелюшенко и Пухова успешно отразили натиск 12-й немецкой армии, рвавшейся к Потсдаму и Луккенвальде. Венку пришлось перейти к обороне.
В тот же день состоялось знаковое событие. 58-я гвардейская стрелковая дивизия (генерал-майор В. В. Русаков) из состава 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта вошла в соприкосновение с 69-й пехотной дивизией 1-й армии США (генерал К. Ходжес) в районе города Торгау, расположенного на Нижней Эльбе. Агонизирующий Третий рейх был расчленён на изолированные друг от друга южную и северную половины.
Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Полностью статью «Берлинская стратегическая операция» можно прочесть ЗДЕСЬ:
Часть 1-я. Планы и силы сторон
Часть 2-я. Штурм Зееловских высот
Часть 3-я. Штурм «логова фашистского зверя»
Часть 4-я. Падение столицы Третьего рейха
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)