Где-то полгода назад на канале МЕСТО МАСТЕРОВ была опубликована первая часть "теоретическая", в которой я рассказал, для чего все это нужно и что приобрести для модернизации аккумулятора. Сегодня перед вами вторая часть - "практическая". В ней я постараюсь подробно и пошагово описать свой опыт переделки аккумулятора шуруповерта Bosch под литиевые элементы.
Поехали. Что нам понадобится (ссылки - клик по названию):
1. Аккумуляторы Liitokala HG2 18650 3000mAh - 3 шт. 401 руб.
2. Плата BMS защиты, зарядки и балансировки 3S 40A - 110 руб.
3. Миниатюрный электронный вольтметр - 62 руб.
4. Зарядное устройство для литиевых аккумуляторов - 252 руб.
5. Выключатель для вольтметра - бесплатно (из старой игрушки сына)
6. Провода - бесплатно (брал от сетевого кабеля системного блока).
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Итого: 573 руб. (без стоимости зарядки) - согласитесь, неплохо, учитывая стоимость даже совместимого "неродного" аккумулятора. В моем случае минимальная стоимость аккумулятора Bosch PSR12 1200 рублей.
Процесс. Часть 1 - разборка аккумулятора.
Сразу предупрежу, что у меня батарея на 12 вольт, соответственно, все комплектующие подобраны к таким же. Для других напряжений есть отдельные платы защиты и количество литиевых "банок" будет тоже варьироваться. Итак, отверткой с шестигранной насадкой откручиваем 4 винта с верхней крышки и аккуратно ее снимаем. Удаляем блок банок аккумуляторов и оставляем только 2 провода, ведущих к контактам питания шуруповерта.
Часть 2. Пайка блока аккумуляторов.
Теперь нужно подготовить литиевые банки для соединения и установки платы защиты / балансировки. Посмотрев несколько роликов, я решил сначала отрезать никелевые пластины и сделать монтаж пайков кусками проводов. Потом, прикинул расположение банок и место установки платы защиты и понял, что длина и расположение пластин идеально подходит и для соединения, и для платы. Просто некоторые из них нужно подогнуть в нужную сторону.
Можно сказать, разметил будущий блок, теперь приступаю к залуживанию пластин и аккумуляторов. Пластины из никеля, поэтому простым припоем и флюсом они "не берутся". Нашел у себя паяльный жир, включаю паяльник и спокойно залуживаю будущие места контакта. Последовательность действий такая: наношу немного флюса на поверхность, затем зачищаю ее ножом и после прикладываю жало паяльника с припоем. За счет отсутствия кислорода в месте соприкосновения флюс испаряется, а металл покрывается слоем припоя.
Конечно, продвинутый читатель скажет, мол, надо контактной сваркой все делать. Но пока не обзавелся нею, так что аккуратно паяю. Пришлось залудить и аккумуляторы в двух местах. Технология та же, паяльный жир + зачистка + хорошо разогретый паяльник. Нужно учесть, что литиевые аккумуляторы крайне плохо относятся к перегреву. Поэтому паять нужно не больше 4-5 секунд. Для фиксации аккумуляторов пользовался парой капель термоклея из "соплемета".
Часть 3. Монтаж BMS платы защиты.
В очередной раз удивился, насколько "по уму" сделана разводка контактных дорожек, теперь на самой плате. Нужно просто припаять соответствующие "лепестки" к указанным местам. ОБЯЗАТЕЛЬНО паять в строгой последовательности. 0 - минусовой контакт сборки. Затем 4,2V - плюсовой контакт первой банки. Потом 8,4 - "плюс" второй банки и 12,6 "плюс" третьей банки. Как и в случае с пайкой между банками, крайне важно минимальное время нагрева. Поэтому и нужен паяльник 60-80-и больше ватт и хороший флюс. Несмотря на то, что занимаюсь этой задачей впервые, все получается. Вольтметром измеряю напряжение на выходе (контакты на плате + и -) получается 12,7 вольт. Стоит учесть, что аккумуляторы и зарядил заранее и подобрал их по внутреннему сопротивлению - хотя можно этого и не делать, все получится и так.
Часть 4. Собираем, тестируем.
Ну что же, внутренний блок собран, припаиваем провода к "плюсу" и "минусу" платы, собираем блок аккумуляторов и подключаем к шуруповерту. Честно, был, приятно удивлен, насколько он стал "бодрым", да и заряда теперь хватает намного дольше (емкость "родного" аккумулятора была 1,5 А-ч, после модернизации 3 А-ч). Пробовал рукой удерживать - не получилось. Короче, мужики, все просто и не так страшно, как кажется. Все получится, главное - не бояться и делать.
Я заряжаю аккумуляторы "модельной" универсальной зарядкой Imax B6. Если такой нет, то можно использовать недорогую из начала статьи. Некоторые переделывают штатное зарядное устройство, разместив в нем "внутренности" от литиевой зарядки с AliExpress.
Здесь первая часть о покупке комплектующих:
МОДЕРНИЗИРУЕМ АККУМУЛЯТОР ШУРУПОВЕРТА С ПОМОЩЬЮ ALIEXPRESS. ЧАСТЬ 1.
Если статья была вам полезной, прошу поставить лайк и подписаться на канал.