Многим, кто сильно переживал за итоги Оскара, в ночь с воскресенья на понедельник снились кошмары. В них Натали Портман шла по красной дорожке не только в платье с именами женщин-режиссеров, не получивших номинацию на Оскар, но еще и в шляпе с именами мужчин-режиссеров, которых обвиняли в домогательствах, Бред Питт заявился в обнимку с Анджелиной, а Клуни под руку с Аль Пачино и со своей давно умершей свиньей на поводке…Услышав во сне название фильма, получившего главный приз, эти люди утром подскочили в кровати и, ощутив как мокрая майка прилипла к спине, заорали в пустоту: «ПАРАЗИТЫ», обращаясь то ли к жюри, то ли к китайцам с их коронавирусом.
Хочется верить, что Оскар вас все-таки миновал и вы не сидите и не думаете, чем провинилась Балаговская «Дылда» и как так вышло, что Россию на Оскаре не жалуют. Ну а если думаете, то спешу вас заверить, что так было не всегда. За всю историю премии российские фильмы получали статуэтку целых 6 раз.
Первым фильмом, получившим Оскара, была документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой». Сталин в ноябре 1941 года скомандовал не только «Ни шагу назад», но и потребовал снять об этом фильм. Съемки велись в тяжелых условиях: немцы уже планировали поход в Икею в Химках, стояли сильные морозы, техника отказывала. В фильме звучит пятая симфония Чайковского, оркестранты при записи плакали и играли замерзшими руками. Фильм вышел на экраны 23 февраля 1942 года, а в 1943 получил Оскара. На латунной табличке статуэтки было написано: «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности».
В 1969 премию за лучший иностранный фильм получила лента Сергея Бондарчука «Война и мир». Режиссер работал над ним 6 лет, фильм был признан одним из самых дорогих в истории кинематографа 20 века. На него было потрачено 8 млн рублей (около 560 млн долларов в наших ценах), производство контролировалось Министерством культуры СССР. Многие музеи предоставляли для съемок свой реквизит: костюмы, аксессуары и подлинную мебель XIX века. При съемках использовались новейшие технологии: некоторые сцены Бородинского сражения снимали с помощью камеры, которую укрепили на канатной дороге длиной 120 метров, протянутой над полем сражения. Для создания атмосферы первого бала Наташи Ростовой оператор Анатолий Петрицкий встал с камерой на ролики. Картина имела оглушительный успех, в ней, кстати говоря, очень мало расхождений с текстом. Лев Николаевич бы одобрил.
В 1975 году лучшим фильмом на иностранном языке стал «Дерсу Узала» - советско-японский фильм, снятый Акирой Куросавой по мотивам произведений Владимира Арсеньева, исследователя Дальнего Востока и писателя. Интернациональной съемочной группе приходилось непросто из-за языкового барьера и разницы культур. Педантичный режиссер Акира Куросава мог заставить переделывать бутафорскую избушку из-за перекосившихся бревен или «для картинки» развешивать на деревьях осенние листья взамен опавшим.
В 1981 году заветную статуэтку получил фильм «Москва слезам не верит». Картина была отрицательно принята критиками в СССР, в отличие от обычных людей, и Оскар стал для них полной неожиданностью. Как и полагается в то время режиссер фильма узнал о присуждении ему награды из передачи «Время». Для Запада этот фильм стал ключом для понимания советской действительности. Говорят, что по настоянию своих помощников Рональд Рейган восемь раз пересматривал «Москву», чтобы подготовиться к предстоящей встрече с Горбачевым. Любитель звездных войн хотел постичь «загадочную русскую душу», но так ничего и не понял.
Оскар не обошел и наше национальное достояние – Никиту Михалкова. Его «Утомленные солнцем» получили статуэтку в 1994 году. Фильм о событиях 1936 года под звуки ностальгического танго настолько поразил британского драматурга Питера Флэннери, что он написал одноименную пьесу для лондонского Королевского национального театра.
И, наконец, в 2000 приз за «Лучший короткометражный анимационный фильм» получила картина Александра Петрова (это не тот Петров) «Старик и море» по мотивам одноименной повести Эрнеста Хемингуэя.
Номинантами на Оскар так же были: «А зори здесь тихие» (1972), «Белый Бим черное ухо» (1978), Братья Карамазовы (1969), «Кавказский пленник» (1996) Бодрова-старшего, «12» Никиты Михалкова, а из последнего «Левиафан» Звягинцева. Но, что сказать…не дано американцам постичь нашу «загадочную русскую душу». Сколько ни смотри, все без толку!