Найти тему
Русские сезоны

Русские в Лос-Анджелесе

Многим, кто сильно переживал за итоги Оскара, в ночь с воскресенья на понедельник снились кошмары. В них Натали Портман шла по красной дорожке не только в платье с именами женщин-режиссеров, не получивших номинацию на Оскар, но еще и в шляпе с именами мужчин-режиссеров, которых обвиняли в домогательствах, Бред Питт заявился в обнимку с Анджелиной, а Клуни под руку с Аль Пачино и со своей давно умершей свиньей на поводке…Услышав во сне название фильма, получившего главный приз, эти люди утром подскочили в кровати и, ощутив как мокрая майка прилипла к спине, заорали в пустоту: «ПАРАЗИТЫ», обращаясь то ли к жюри, то ли к китайцам с их коронавирусом.

Хочется верить, что Оскар вас все-таки миновал и вы не сидите и не думаете, чем провинилась Балаговская «Дылда» и как так вышло, что Россию на Оскаре не жалуют. Ну а если думаете, то спешу вас заверить, что так было не всегда. За всю историю премии российские фильмы получали статуэтку целых 6 раз.

Первым фильмом, получившим Оскара, была документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой». Сталин в ноябре 1941 года скомандовал не только «Ни шагу назад», но и потребовал снять об этом фильм. Съемки велись в тяжелых условиях: немцы уже планировали поход в Икею в Химках, стояли сильные морозы, техника отказывала. В фильме звучит пятая симфония Чайковского, оркестранты при записи плакали и играли замерзшими руками. Фильм вышел на экраны 23 февраля 1942 года, а в 1943 получил Оскара. На латунной табличке статуэтки было написано: «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности».

Афиша фильма "Разгром немецких войск под Москвой
Афиша фильма "Разгром немецких войск под Москвой

В 1969 премию за лучший иностранный фильм получила лента Сергея Бондарчука «Война и мир». Режиссер работал над ним 6 лет, фильм был признан одним из самых дорогих в истории кинематографа 20 века. На него было потрачено 8 млн рублей (около 560 млн долларов в наших ценах), производство контролировалось Министерством культуры СССР. Многие музеи предоставляли для съемок свой реквизит: костюмы, аксессуары и подлинную мебель XIX века. При съемках использовались новейшие технологии: некоторые сцены Бородинского сражения снимали с помощью камеры, которую укрепили на канатной дороге длиной 120 метров, протянутой над полем сражения. Для создания атмосферы первого бала Наташи Ростовой оператор Анатолий Петрицкий встал с камерой на ролики. Картина имела оглушительный успех, в ней, кстати говоря, очень мало расхождений с текстом. Лев Николаевич бы одобрил.

"Война и мир" Сергея Бондарчука
"Война и мир" Сергея Бондарчука

В 1975 году лучшим фильмом на иностранном языке стал «Дерсу Узала» - советско-японский фильм, снятый Акирой Куросавой по мотивам произведений Владимира Арсеньева, исследователя Дальнего Востока и писателя. Интернациональной съемочной группе приходилось непросто из-за языкового барьера и разницы культур. Педантичный режиссер Акира Куросава мог заставить переделывать бутафорскую избушку из-за перекосившихся бревен или «для картинки» развешивать на деревьях осенние листья взамен опавшим.

В 1981 году заветную статуэтку получил фильм «Москва слезам не верит». Картина была отрицательно принята критиками в СССР, в отличие от обычных людей, и Оскар стал для них полной неожиданностью. Как и полагается в то время режиссер фильма узнал о присуждении ему награды из передачи «Время». Для Запада этот фильм стал ключом для понимания советской действительности. Говорят, что по настоянию своих помощников Рональд Рейган восемь раз пересматривал «Москву», чтобы подготовиться к предстоящей встрече с Горбачевым. Любитель звездных войн хотел постичь «загадочную русскую душу», но так ничего и не понял.

Афиша фильма "Москва слезам не верит" на английском
Афиша фильма "Москва слезам не верит" на английском

Оскар не обошел и наше национальное достояние – Никиту Михалкова. Его «Утомленные солнцем» получили статуэтку в 1994 году. Фильм о событиях 1936 года под звуки ностальгического танго настолько поразил британского драматурга Питера Флэннери, что он написал одноименную пьесу для лондонского Королевского национального театра.

Афиша фильма "Утомленные солнцем"
Афиша фильма "Утомленные солнцем"

И, наконец, в 2000 приз за «Лучший короткометражный анимационный фильм» получила картина Александра Петрова (это не тот Петров) «Старик и море» по мотивам одноименной повести Эрнеста Хемингуэя.

Номинантами на Оскар так же были: «А зори здесь тихие» (1972), «Белый Бим черное ухо» (1978), Братья Карамазовы (1969), «Кавказский пленник» (1996) Бодрова-старшего, «12» Никиты Михалкова, а из последнего «Левиафан» Звягинцева. Но, что сказать…не дано американцам постичь нашу «загадочную русскую душу». Сколько ни смотри, все без толку!