Найти тему

Эмоциональная Уязвимость: Вина или Стыд?

Вы только что бездумно высказали неловкий комментарий на большом собрании людей, ненамеренно оскорбив кого-то, кого знаете и кому симпатизируете. Возникла небольшая пауза после того, как этот социальный кошмар развернулся. Смущённые взгляды падают на вас. Что вы испытываете в этот момент?

Мы - нравственные животные с уникальным доступом к немедленному эмоциональному переживанию неправильности своих поступков или атрибутов. Чувствуя вину, мы переживаем из-за того, что кто-то понёс вред из-за наших действий. При чувстве вины часто бывает импульсивное желание извиниться или что-то исправить.

В состоянии стыда, с другой стороны, мы переживаем сживающее внутреннее ощущение ущербности, неадекватности или несостоятельности. Стыд мотивирует нас спрятаться, сбежать от чужих глаз, переводить вину или злобно огрызаться.

Социальный сценарий, расписанный выше - скорее всего, может мобилизовать любое из этих чувств или оба сразу. Может быть чувство вины за причинение оскорбления другому человеку. Ум виновника порождает образы оскорблённой личности, переплетённые с фантазиями о том человеке в слезах, переживающим унижение и глубоко раненым оскорбительными комментариями. Ваше виновное Я в основном склонно преувеличивать степень вреда, который вы могли нанести своей ремаркой. Как вы можете возместить это?

Но кроме чувства вины - у вас может быть и угнетающее чувство стыда, внутренний голос, возглашающий "Как я мог это сказать?". Вы бы хотели внезапно исчезнуть или провалиться сквозь пол. Вы начинаете думать "Что со мной не так - почему я всегда в каждой бочке затычка?". Даже если эта идея в целом и неверна, в состоянии стыда вы можете иметь тенденцию видеть себя нереалистично - как хронического, неисправимого неудачника.

Может быть, вы также начнёте замечать досадное замещение чувства стыда внезапной нуждой в обвинении кого-то или чего-то другого. Почему мы должны ходить вокруг него на цыпочках, собственно - конечно, он говорил сам и не такие глупости? С мнимым сочувствием вы можете даже начать размышлять о нежелательных качествах человека, который был оскорблён вашим комментарием.

Проходя психологические тесты на основе сценариев вроде того, что приведён выше - некоторые люди достоверно склонны сообщать о реакциях вины (уязвимость к вине), тогда как другие по умолчанию дают ответы, показывающие их склонность испытывать и справляться со стыдом (уязвимость к стыду). Исследования показывают, что психологические характеристики этих двух групп людей различаются в нескольких важных аспектах.

Ваши ответы на следующие вопросы - как раз могут помочь вам определить, подвержены ли вы больше вине или стыду. Если вы ответите "Да" на большинство из первых 5 вопросов (с 1 по 5), то скорее всего вы более уязвимы для чувства вины. Соответственно, если вы ответите "Да" на большинство последних из последних пяти вопросов (6-10), то скорее вы больше уязвимы для стыда.

Вы можете отождествить себя и с обеими категориями, но в основном ваши ответы будут склоняться либо к одному, либо к другому. И не забывайте, что это, разумеется, не формальный стандартизованный валидизированный психологический тест - а просто ориентир, чтобы помочь вам лучше понять себя. Таким образом, польза следующих вопросов во многом зависит от честности и искренности ваших ответов на них, даже если это дискомфортно.

1. Вы склонны к чрезмерным извинениям и попыткам оправдаться?

2. Вы имеете привычку преувеличивать вред, который можете нанести окружающим?

3. Вы ощущаете в себе неоправданную ответственность за то, насколько окружающие вас люди счастливы или благополучны?

4. Вы чувствуете, что каким-то образом не заслуживаете собственного счастья?

5. Вы чувствуете себя лучше после того, как "исповедуете" свои реальные или воображаемые преступления другу или партнёру?

6. Вы замечаете за собой иногда озабоченность поиском виноватых?

7. Вы часто испытываете злость или ощущаете себя жертвой, не зная, почему именно?

8. Вы наблюдаете у себя трудности с самооценкой - которая внезапно может скакать от низкой до очень высокой?

9. Вы можете отметить за собой периодическую одержимость завистью к другим?

10. Вы избегаете разговоров о своих неудачах или опасениях, чтобы не сталкиваться с насмешками или осуждением?

Как эти вопросы касаются уязвимости к стыду или вине? Стыд и вина, безусловно, связаны - но это разные эмоции. Рассказывая студентам-психологам об их различиях, я использую простой метод: вина - это насчёт "делать", а стыд - насчёт "быть".

Вина Касается Неправильных Поступков

Если вы заметили, что вопросы 1-5 перевешивают - проблема может скрываться в неосознанном убеждении, что Вы, проживая свою жизнь, преуспевая или имея хорошие отношения, "причиняете вред" другим каким-то образом. У "виновных" людей эти патогенные установки (в основном - бессознательные, дезадаптивные, иррациональные верования) могут развиться в детстве в результате ошибочной интерпретации неблагоприятного опыта или посланий от окружающих, родителей и опекунов.

Для склонной к нездоровой вине личности - любой признак неудовольствия или дискомфорта в других может привести к навязчивому импульсу взять на себя ответственность за это неудобство. Один из моих коллег называет это "негативной грандиозностью" - нереалистичное ощущение себя как невероятно могучей силы в плане влияния на неприятные события. Традиционно психологи обозначают такой тип уязвимых для вины людей "невротиками".

"Виновные" склонны компульсивно подвергать сомнениям свои действия и беспокоиться о своём воздействии на окружающих. Впрочем, хотя это чувство не из приятных - вина имеет и здоровую сторону. Так как вина связана с аффилиативным поведением (желанием исправить ситуацию или помочь другому) - исследования подверженных вине людей указывают, что по сравнению с уязвимыми для стыда личностями они менее депрессивны и склонны к агрессии, и больше способны к эмпатии окружающим.

Стыд Касается Неполноценности Себя

Если вы обнаружили, что больше резонируете с вопросами 6-10 - вы можете сражаться с чувством стыда, основанном на замешательстве насчёт того, кто вы есть и каково ваше ощущение достоинства.

В состояниях стыда - Я воспринимается как нечто малое, слабое и плохое в отношениях с неодобрительными другими (реальными или воображаемыми). Подверженность стыду может развиваться из пренебрежения в раннем детском опыте, издевательств или оставления без внимания. Она связывается с депрессивными, тревожными и аддиктивными расстройствами.

Для тех, кто уязвим к ухудшению отношения к себе на базе стыда - любая неудача, критики или разочарование могут ощущаться как глобальный вердикт насчёт фундаментальной адекватности или "хорошести" себя. Когда нечто воспринимается как неправильное - кто-то должен быть в этом виноват. Часто внутри таких людей происходит мысленный диалог, где обвинение переходит, словно маятник, от себя (негативная само-атрибуция) и обиженных проекция на внешние силы, несколько избавляя образ себя от унизительных качеств.

Когда мы думаем о нарциссах - горделивых и самовлюблённых - мы представляем себе личность с иммунитетом к стыду. Но в своём ядре нарциссизм может пониматься как уязвимость к стыду, дошедшая до крайности, когда вся личность человека организуется вокруг предотвращения осознания унижений и неполноценности. Эта сторона нарциссического расстройства, которая очень редко осознаётся и освещается: постыдные эпизоды самомнительности и горькой обиды на мир, который не предоставляет подобающего признания.

In envy, a core narcissistic trait, attention shifts to an external object seen as immune to some shameful quality in the envier. At the same time, there is a hostile component to envy, with a need to demean the envied object in order to lessen the perceived distance between self and other. Research shows that as a result of this and other processes, shame-prone people feel angrier, are more likely to interpret the actions of others negatively, and express anger in more destructive ways than primarily guilty people. 

В случае зависти - ядерной черты нарциссизма - внимание переходит от внешнего объекта, который видится "неуязвимым" для некого постыдного качества, к завидующему. В то же время, у зависти есть и враждебный компонент - нужда опорочить, унизить и обесценить предмет зависти ради того, чтобы уменьшить воспринимаемую дистанцию между собой и другим.

Исследования показывают, что в результате этого и других процессов уязвимые к стыду люди испытывают больше злости и скорее будут толковать действия окружающих негативно, и выражают свой гнев в более разрушительной форме, чем люди с доминирующим чувством вины.

Что Это Означает

Мы редко осознаём это, кроме драматических сценариев вроде того, что приведён в начале этой статьи - но мы непрерывно переживаем и пытаемся управлять аспектами вины и стыда.

Определение своего центрального вопроса на этом континууме может помочь вам постичь смысл своих хронических, загадочных, само-саботирующих черт. Если эти проблемы достаточно тяжелы или мешают вам жить, взгляд на себя с подобной перспективы может быть первым шагом в получении необходимой помощи.

Если вы решитесь на психотерапию, то предсказуемые паттерны могут возникнуть во время того, как вы строите отношения с психотерапевтом. Если вы склонны к вине, вашим преобладающим импульсом может быть защита или забота о терапевте. Опытный специалист открыто озвучит вам "разрешение" получить помощь, которая вам требуется, без беспокойства о том, что вы как-то обремените или сильно расстроите его или её.

Если вы склонны к стыду, то вы можете периодически представлять или даже испытывать неодобрение и осуждение со стороны терапевта. Компетентный терапевт поможет вам обучиться открыто смотреть и обсуждать эти страхи и принимать помощь без ожидания грубой критики в вашу сторону.