Найти в Дзене
Роман Кутергин

Легендарные самолеты.Ил 2. Конструкция.

Легендарные самолеты. Часть 2. Ил-2. Описание конструкции.

Ил 2
Ил 2

На ранних сериях Ил 2 устанавливался деревянный киль, но стабилизаторы, крылья и рули управления выполнялись цельнометаллическими. однако были исключения , когда ставили деревянные консольные части крылка и стабилизатор. чтобы улучшить продольную устойчивость, передние кромки частей крыла имели стреловидность 5 гр. В центроплане между двумя лонжеронами располагались два бомбовых отсека, они закрывались парой створок. отсеки вмещали 100 кг бомбу ФАБ 100. С 1944 г Ил-2 выпускался с полностью дюралюминиевым фюзеляжем. в хвостовой части размещались аккумулятор, привод управления закрылками, кислородные баллоны, баллон со сжатым воздухом и оборудование системы радиосвязи.

-2
-3
-4

Для защиты экипажа и жизненно важных систем использовалась броня толщиной 4, 5. 6, 8, 12 мм. двигатель защищался 4 мм броней спереди и 5 мм снизу и по бокам. секция толщиной 7 мм защищала стрелка сзади. Снизу кабины прикрывались 6 мм листом, по бокам 6 мм. , для пилота 8 мм.

-5

На учебно-тренировочных УИл-2 на месте стрелка была оборудована кабина инструктора со вторым комплектом органов управления. На этих самолетах обычно устанавливалось бронированное остекление, хотя встречались и машины с частично бронированным фонарем.

Шасси состояло из основных, убирающихся с помощью пневматики, опор и неубирающейся управляемой хвостовой опоры. Основная опора состояла из двух стоек с гидравлическими амортизаторами, складывающегося подкоса и цилиндра подъема и выпуска шасси. При уборке основная стойка поворачивалась назад вверх в обтекатель, и ее ниша закрывалась двумя створками. В убранном положении колесо выступало за контуры обтекателя, обеспечивая дополнительную безопасность в случае посадки на «брюхо». Специальные замки удерживали опоры в выпущенном и убранном положении. Использовались колеса с пневматиками размером 800 х 260 мм или 880 х 260 мм. Тормоза колес были пневматическими. Управление уборкой или выпуском шасси осуществлялось с помощью рычага на левом борту кабины пилота. Положение опор шасси можно было контролировать с помощью сигнальных ламп в кабине и механических указателей («солдатиков») на верхней поверхности крыла, связанных с опорами тягами.

Хвостовая опора, крепившаяся к 16 шпангоуту фюзеляжа, была неубирающейся. Она имела амортизатор и оснащалась пневматиком размерами 400 х 150 мм. Хвостовая опора была управляемой и имела механизм фиксации в нейтральном положении.

Силовая установка состояла из одного 12-цилиндрового мотора водяного охлаждения АМ-38Ф с объемом цилиндров 46,7 литров и степенью сжатия 6,0. Мотор крепился к двум профилям и все основные усилия от него передавались полушпангоутами и кронштейнами на нижнюю бронеобшивку. Каждый блок цилиндров имел по шесть выхлопных патрубков по бортам фюзеляжа. Снизу и с бортов мотор был защищен 4-мм броней, а сверху был закрыт дюралевым капотом. Доступ к силовой установке осуществлялся через три люка снизу бронекорпуса и две боковые панели. Для запуска мотора использовался пневматический стартер с насосом ПН-1, а при запуске с использованием аэродромного оборудования стартер присоединялся к храповику на обтекателе винта. Трехлопастный винт изменяемого шага AB-5Л- 158 имел диаметр 3600 мм.

Топливо размещалось в трех протектированных баках суммарной вместимостью 749 литров – верхнем 175-л бензобаке, нижнем 269-л бензобаке под полом кабины пилота и заднем бензобаке емкостью 305 литров. В случае необходимости баки могли заполняться углекислым газом из двухлитрового баллона, установленного с левой стороны заднего бензобака. Самолет мог также нести два подвесных топливных бака вместимостью по 150 литров каждый.

Пневмосистема использовалась для запуска мотора, выпуска и уборки шасси, управления тормозами и закрылками, а также для перезарядки оружия. Давление обеспечивалось двумя баллонами со сжатым воздухом (50 и 150 атм.). Баллон низкого давления использовался только для запуска мотора, в то время , как баллон высокого давления обслуживал все остальные системы. В полете стартовый баллон подкачивался от приводимого двигателем компрессора АК-50. В аварийной ситуации баллон низкого давления мог использоваться для выпуска шасси и щитков.

Электросистема постоянного тока напряжением 24 вольта, выполненная по однопроводной схеме, запитывалась от генератора типа ГС, установленного на двигателе, или аккумуляторной батареи 12-А-10 емкостью 10 ампер часов. Система обслуживала лампы освещения, посадочную фару, подсветку приборов, оружие, радиооборудование и, в случае Ил-2КР, фотокамеры.

Вооружение и оборудование. Встроенное вооружение состояло из двух 7,62-мм пулеметов ШКАС с ленточным питанием и двух 23-мм пушек ВЯ, установленных в отъемных частях крыла (пулеметы ближе к фюзеляжу). Боекомплект размещался в отсеках между лонжеронами крыла, с внешней стороны ог оружия, и составлял 750-1 ООО патронов для каждого из пулеметов и по 150-180 снарядов на ствол для пушек. Самолеты Ил-2 тип 3 были вооружены парой 37-мм пушек НС-37, установленных в подкрыльевых контейнерах, с боезапасом по 50 снарядов на ствол. На этой модификации сохранились крыльевые пулеметы ШКАС, использовавшиеся для пристрелки. С учебно-тренировочных УИл-2 пушки были сняты, оставались только пулеметы. Спуск оружия осуществлялся электрически для пулеметов и электропневматически для пушек с помощью гашеток на ручке управления.

Самолет мог нести широкую номенклатуру бомб, размещавшихся в двух бомбоотсеках в центроплане (бомбоотсеки делились в продольном направлении на две ячейки) и на двух внешних узлах подвески, располагавшихся на силовых нервюрах крыла между ячейками бомбоотсеков. Обычно во внутренних бомбоотсеках размещалось до 300 кг бомб, но в перегрузку Ил-2 тип 3 мог нести до 600 кг бомб (бомбовая нагрузка Ил-2 тип 3М и УИл-2 была ограничена 200 кг). Бомбы весом от 1 до 25 кг могли размещаться в кассетах мелких бомб КМБ в бомбоотсеках или загружались прямо на закрытые створки бомбоотсека через люки в верхней поверхности центроплана. Число и калибр бомб варьировались в зависимости от типа задания и других условий и, в случае Ил-2 тип 3, составляли от 192 до 12 штук (нормальная загрузка) или от 272 до 24 ( в перегрузку). Часто использовались осколочные (АО- 2,5, -8, -10, -15, -20 и -25) или зажигательные (ЗАБ-1, -2,5 или -10) бомбы. Самым эффективным оружием штурмовика стали малогабаритные противотанковые авиабомбы кумулятивного действия ПТАБ 2,5 – 1,5. Использовались также зажигательные ампулы АЖ-2 с керосином. Штурмовик мог брать на борт 160-216 ПТАБов или 200 АЖ-2.

Наступательное вооружение также включало четыре неуправляемых реактивных снаряда РС-82 калибром 82 мм или PC-132 калибром 132 мм (УИл-2 мог нести только 2 PC, Ил-2 тип 3 – ни одного), запускавшихся с направляющих РО (ракетные орудия). В дальнейшем были созданы бронебойные ракетные снаряды РБС (калибром 82 и 132 мм) и осколочно-фугасные ракетные снаряды РОФС-132. РБС-82 стали поступать на вооружение летом 1944 года. Модернизированные РС-82 и PC-132 получили обозначение М-8 и М-13 соответственно.

Оборонительное вооружение штурмовика состояло из хвостовой стрелковой установки с турелью ВУБ-3, вооруженной одним 12,7-мм пулеметом УБТ с боезапасом в 150 патронов, размешавшимся в ящике, прикрепленном к задней бронеперегородке. Углы обстрела составляли: 35 градусов вверх и вниз, 35 градусов вправо и 28 – влево. Летом 1944 года была введена пусковая установка ДАГ -10 с противосамолетными гранатами замедленного действия АГ-2, оснащенных парашютами, для защиты самолета от атак снизу-сзади, но она использовалась на Ил-2 тип 3 ограниченно. Установка размещалась в хвостовой части фюзеляжа позади кабины стрелка.

Дальность и продолжительность полета штурмовика можно было увеличить путем подвески двух сбрасываемых топливных баков ПЛБГ-150 емкостью по 150 литров на внешних узлах подвески.

Для прицеливания при использовании пушек, ракет или бомб использовался простейший механический визир ВВ- 1,состоявший из мушки в виде кольца, расположенной на капоте перед пилотом и упредительных эллипсов, нанесенных непосредственно на бронестекло. На небольшом количестве самолетов (включая польские Ил-2) устанавливался коллиматорный прицел ПБП-1 в дополнение к ВВ-1. Для пуска реактивных снарядов использовался блок управления ЕСБР-ЗП, а сбросом бомб управлял другой такой же блок, соединенный с механизмом задержки ВМШ (Временный механизм штурмовика). На некоторых штурмовиках в правом или левом обтекателе шасси устанавливалась кинокамера ПАУ-22, фиксировавшая результаты стрельбы. Хвостовой пулемет был оснащен прицелом К8-Т.

-6
-7