На моих экскурсиях по исторической части Уфы мы обязательно проходим по аллее ArtTerria, которая заменяет нашему городу пешеходную прогулочную зону. Вдоль нее расположены Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди, Дом специалистов, корпус БГМУ и другие достопримечательности.
Не все знают, что это - проект тринадцати скульпторов из России, Южной Кореи, Франции, Болгарии, Грузии и Японии. Их тринадцать оригинальных произведений из камня появились в 2016-м году в течение скульптурного симпозиума - приглашенные мастера больше месяца создавали их прямо в нашем городе. Выполненные в едином материале, связанные общей темой "Европа и Азия", эти скульптуры затем были собраны в пластический ансамбль под открытым небом.
Проведение этого международного симпозиума — инициатива уфимской художественной галереи «Мирас».
«Если мы говорим об Уфе как о туристическом регионе, развитом мегаполисе, который не стоит на месте и движется в мировом ритме, — в нем необходимы знаковые культурные центры, места встреч с искусством, своеобразные точки притяжения. И, на наш взгляд, современные арт-объекты и скульптуры могут выполнять эту роль. Полагаясь на наш опыт и понимание искусства, мы очень надеемся, что город примет и полюбит будущую аллею ArtTerria» - писали они накануне открытия аллеи.
Многие туристы и особенно уфимцы, непривычные к модернистскому языку искусства, часто спрашивают меня, что означает та или иная скульптура? Поэтому я решила собрать пояснительные тексты искусствоведа Елены Шипицыной, написанные ей для каталога, в нескольких текстах на Яндекс-дзен.
"Искусство скульптуры вообще оперирует языком пространственных метафор. Поэтому пространственный контекст будущей аллеи скульптур был основополагающим фактором формирования пластических идей проекта для многих его участников. Характер площадки, её архитектурно-ландшафтный контекст, предполагаемые ракурсы зрительного восприятия и прогнозируемая высота постамента — всё это составляющие единого пластического замысла скульптурной композиции под открытым небом.
Светло-серый гранит Мансуровского месторождения известен как «камень дорог». Его эстетические достоинства обычно незаслуженно игнорируют и часто используют лишь для дорожных бордюров. Так что выбор этого минерала в качестве материала для художественного осмысления — несомненно, смелое решение инициаторов гранитного симпозиума в Уфе. И довольно символичное. Ведь камень — материализованная историческая память Земли, в данном случае — древней земли Башкортостана.
Для участников симпозиума знакомство с новым материалом стало одновременно и вдохновляющим, и осложняющим фактором творческого процесса. Опытным скульпторам пришлось проявить немалое мастерство в стремлении раскрыть художественные достоинства этого действительно твёрдого камня. В итоге, его специфика спровоцировала авторов, представляющих современное искусство России, Болгарии, Грузии, Франции, Японии и Южной Кореи, на разнообразие приёмов фактурной обработки и выявление выразительных качеств мансуровского гранита.
Хитоши Танака. В будущее Мисаки
Особой метафоричностью проникнуты скульптуры Хитоши Танака из Миядзаки и Содонг Чои из Сеула. Что и не удивительно, а скорее закономерно. Эстетика символизации в культуре Японии и Кореи тысячелетиями оттачивалась традиционной практикой созерцания. Оба скульптора воплотили в своих лаконичных работах современную версию традиционного восточного принципа всеобщей дуальности мира, согласно которому покой всегда порождает движение, а энергия внутренней силы кроется за оболочкой внешней слабости. Обе скульптурные композиции предельно минималистичны по пластическому языку и глубоко философичны по смыслу: камень наполнен энергией неограниченного внутреннего роста.
Визуализируя метафору пробуждения энергии жизни из каменной массы, Хитоши Танака посвящает своё произведение девочке по имени Мисаки, персонифицируя её образ в подвижном потоке «энергии души», вырывающемся из каменного первородного яйца.
Содонг Чои (Южная Корея). Инфинити 2150
А корейский скульптор Содонг Чои в композиции «Инфинити 150» создаёт выразительный образ вечного вращения двигателя, который преодолевает инертность каменной глыбы и пробуждает спящую в ней силу жизни. Движение как непреложный закон жизни, перемены как неизменная сущность бытия — таковы метафорические смыслы композиций этих авторов.
Символично, что скульптура японского художника открывает магистраль аллеи скульптур, задавая ей идею торжества энергии молодости. А композиция скульптора из Южной Кореи завершает её, утверждая собой бесконечное движение жизни. Так изменилась перспектива прежде пустого пространства улицы, преобразовавшись в аллею живого творческого взаимодействия человека и искусства.
Ange & Dam (Франция). Европа и Азия
Особый опыт такого взаимодействия получил творческий дуэт из Франции Ange & Dam. Его участники, парижанки Бландин Готье и Мари Лессиа, вообще впервые работали с гранитом. Привыкшие к взаимодействию с текстурами дерева, они оказались перед необходимостью освоения новых методов работы. Но именно технические трудности художественной обработки камня заставили французских художников работать предельно лаконично, с максимальным сохранением естественной фактуры минерала, и обрести для себя новизну пластических приёмов.
Образы их скульптур предельно обобщены, подобно древним тотемическим изваяниям. Имперсональные фигуры, объединившие в своих обликах архетипическую символику мужского и женского начал, симметрично встали в центре аллеи как парная метафора нерасторжимого сакрального союза Европы и Азии.
Эта бинарность взгляда на наше общее евразийское сосуществование и стала основной темой художественной рефлексии участников гранитного симпозиума ArtTerria. Каждый автор нашёл индивидуальную трактовку образов в пластической игре с символикой таких универсальных оппозиций, как пространство — время, покой — движение, мужество — женственность, прошлое — будущее...
Фото в тексте Б. Бадамшина, В. Ковальчука, Е. Вайднера
Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой!