Найти тему
ItodorTV

ВЫБОР ПВХ ЛОДКИ. "ДЛИНА ВЕЗЁТ"

Ещё одна важная тема, с которой сталкивается любой, кто выбирает надувную лодку. Её размер. В этом вопросе в одной точке сходятся сразу несколько факторов. А задача будущего владельца найти максимально верный баланс между ними. Много неоднозначного и субъективного. Мой опыт эксплуатации ПВХ лодок включает диапазон от 300 до 470. Хотя наибольший опыт в размере 360-400. О том на что ориентироваться, выбирая размер, и что значит «длина везёт» - об этом и поговорим сегодня.

Выбирая надувную лодку, в моменте, когда вы уже определились с её типом (пайольная, НДНД или airdeck) и даже выбрали наиболее привлекательного производителя, встаёт другой вопрос – размер. Впрочем, не реже бывает и так, что выбор размера – это самый первый этап на пути к владению лодки. Как бы там ни было, но вопрос этот возникает.

-2

Есть три самых важных фактора, на основе которых и строится выбор. Какой из них наиболее значимый? Многое зависит от конкретной ситуации, но не обратить внимания на каждый из них просто нельзя.
Первое это мощность мотора. Мотор может уже быть у вас, и лодка подбирается непосредственно под него. Если мотора ещё нет, то в тандеме лодка-мотор именно вторая часть в среднем стоит дороже. Иногда в разы дороже, чем лодка. Следовательно, в данном контексте первое, что нужно понять: мотор, какой мощности будет установлен на лодке. Мощность эта может определяться не только эксплуатационными требованиями, но и (чаще всего в первую очередь) бюджетом. Немного найдётся тех, кому всё равно, какой мотор купить, 2т 9.9 или четырёхтактную «двадцатку». Единственное, на что я бы обратил внимание, в качестве отступления. Мотор вес которого больше 55 кг – это тяжело и не удобно.
Если говорить в целом, то большинство ПВХ лодок эксплуатируют с ПМ мощностью не более 30 л.с. Самые распространённые 9.9 (зачастую раздушенные до 15), 15 и 20 л.с. Двух или четырёхтактные.

-3

Второй фактор это водоём, на котором будет эксплуатироваться лодка. Чем он больше, тем острее встаёт вопрос безопасности. Тем большая мощность требуется. При этом не стоит излишне переоценивать себя и возможности своей лодоки. Немало тех, кто бороздит просторы Баренцева, Белого и Балтийского морей на сравнительно не больших ПВХ лодках. Однако это вовсе не означает, что комплект 380+15 – вполне подходит для таких условий. Море это вообще отдельная история, хотя такая ПВХ лодка и может быть задействована. По крайней мере, если погода достаточно хорошая.
Средних размеров река или озеро существенно снижают требования, но даже в этом случае я бы воздержался от какой-то чёткой классификации. Дескать: 330 это маленькое озеро, а вот 380 или 400 это уже чуть ли не море. Поскольку рыбачить на 380 и на небольшом озере будет удобнее и комфортнее, чем на 330; а выходить на открытые просторы большого озера или моря на 400… ну об этом я уже сказал.

-4

Третий важный фактор – загрузка. Это касается и количества людей и количества вещей. Режим эксплуатации. Тут я должен обратить внимание на следующие факторы. При условии, что сам я человек абсолютно средней комплекции. При росте около 180 см и весе не более 90 кг, все дальнейшие оценки должны ориентироваться на эти параметры. Итак. Ловить вдвоём можно и на лодке 300 и 330. Но будет довольно тесно. Существенно комфортнее на 360-380-400-420+. Но даже на 450 троим рыболовам будет тесновато. Т.е. не стоит полагать, что если размер 300-330 можно характеризовать, как «комплект эгоиста», то больше 400 для троих или даже четверых. Дойти до места – вполне. Ловить рыбу спиннингом… весьма сомнительное удовольствие.

-5

Т.е. ПВХ лодка это априори комфортный комплект для двоих. Повседневное количество вещей на борту, а именно пара сумок с приманками, да какой-то ланч легко уместятся на борту и 350-360. Но, если вам предстоит совершить какой-то приличный переход по открытой акватории, загрузив значительное количество вещей и груза. Тут лучше иметь что-то побольше. Хотя бы 380.
Есть и ещё один фактор. Цена самой лодки. Она, конечно, не так сильно различается, как с моторами. Но для многих разница и в 10 тыс рублей вполне может оказаться решающей. Посему, я не могу сбрасывать со счетов и фактор бюджета на лодку. Глупо навязывать какой-то размер, если у покупателя на него попросту нет бюджета. «Аргументы», лучше переплатить, потом не пожалеете, конечно имеют место, но…

-6

Габариты и вес.
Ещё один не самый очевидный параметр, косвенно влияющий на выбор лодки – транспортировочные габариты и вес комплекта. Здесь я могу сказать следующее. Прежде всего, стоит усвоить, что лодка в размере от 350, будь это НДНД или с пайольным полом может уместиться лишь в багажнике крупного внедорожника, класса LC200 или LX. Я имею ввиду вместе с мотором и минимальным количеством снаряжения. В остальных случаях вам придётся раскладывать сиденья. И тут уж разницы фактически нет. Будет это лодка 360 или 450. Вторая, безусловно, чуть больше в транспортировочных габаритах. Но вовсе не настолько, чтобы оказать в этом случае какое-то заметное влияние. Проще говоря, если вы владелец среднеразмерного кроссовера, вам в любом случае придётся раскладывать задний ряд. В этом случае уже не имеют значения габариты лодки.
Схожая ситуация и с весом. Тащить лодку в собранном виде одному, даже в размере 300-330 – дело не простое и очень не удобное. 350 и больше – фактически неисполнимое. Если только вы не призёр соревнований по поднятию тяжестей. Следовательно, переноска лодки происходит в компании с напарником. Многое зависит от расстояния. Конечно, если это «положенные по закону» 200 метров – лишние 20-30 кг играют роль. Но всё же, практика показывает, что расстояние это редко превышает и 50 метров, а чаще 5-15. В этой ситуации сильно ориентироваться на вес «потому что нести тяжело» не стоит. Вы практически не ощутите различия между 360 или 420. Но даже, если и ощутите, то свободное пространство в кокпите компенсирует эту минутную нагрузку.

-7

Для тех, кто вообще не готов или не может напрягаться, давно придумали решение – транцевые колёса. Этот девайс поможет подкатить лодку до среза воды. Лично я много лет пользую такие, чтобы выкатывать лодку на даче. Для этого мне нужно преодолеть расстояние метров в 100.
Вес лодки часто упоминается и в контексте грузоподъемности. Какого-то общего ответа тут нет. Разбирать следует каждый конкретный случай. Если сравнивать лодки одного размера, где одна будет сильно легче другой, это может означать не лучшее качество материала. Меньшее количество деталей и фурнитуры. Т.е. с точки зрения надёжности, эстетики и опций – меньший вес скорее недостаток.

-8

Почему 380 так популярен?
В отличие от автомобилей у лодок в классе ПВХ нет какого-то чёткого разделения. И переходы от одного размера к другому довольно размыты. Т.е., если сравнить 330 и 380 – эксплуатационные различия и возможности будут очевидны. А вот 300 и 330; 380 или 400 уже нет.
Между тем среди ПВХ лодок есть несколько популярных размеров и 380 среди них – на первом месте. Во всяком случае, для нашего региона. Почему?
Прежде всего, я должен сказать, что и сам очень много лет являюсь владельцем лодки в этом размере (за последние 15 лет я поменял несколько лодок в размере 380) и, как говориться, «топил» за него, как самый лучший. Сегодня моя позиция на этот счёт уже не так категорична.
Благодаря в том числе и опыту эксплуатации ПВХ большего размера. И всё же я по-прежнему убеждён, что диапазон размеров 340-370 в значительной степени бестолковый. Не дающий какого-то реального преимущества. Выбор совсем маленькой лодки 300-330 может быть объясним размерами водоёма, короткой рыбалкой, если рыболов один или с ребёнком, небольшой мощностью двигателя или ограниченным размером багажника автомобиля, либо совокупность всех этих факторов.

-9

Лодка в размере 380 - разумный компромисс. Рабочего пространства, грузоподъемности, скорости, мореходных качеств. Не стоит переоценивать каждый из них. Но, если взять за основу самую популярную мощность ПМ в 15 л.с. (или Tohatsu 18), то в сравнении с 360 вы получите ощутимо больше места, не потеряв ни в скорости, ни в грузоподъемности.
Лодки большего размера не пользуются спросом у новичков. Те, кто заглядывается на большие мощности двигателя 25-30 или 40 л.с.; кто смотрит на размер больше 400, как правило, предпочитают переплатить и уйти на иной уровень. Купив риб или небольшой «жёсткий корпус».
И я вполне придерживался такой концепции, меняя одну за другой лодки в 380 размере, используя для них 4т моторы 15 или 20 л.с. До тех пор, пока ко мне не попали сразу две лодки 450 и 420. Первая НДНД, вторая с пайолами.

-10

Длина везёт.
Несколько лет назад мне довелось протестировать практически весь модельный ряд питерского производителя Флагман. Опустив вопросы качества и тд, заострю внимание лишь на размере. Для младшего класса и совсем небольших водоёмов у меня был моторчик мощностью 5 л.с. Он легко выдергивал на глисс одного на лодке 300-340. Однако стоило сесть второму и пяти сил уже не хватало.
Однажды мы с напарником отправились на небольшое озеро. Лодка у меня была тот же Флагман НДНД, но уже в 350 размере. Мотор я решил взять пятёрку. Хотя 350 и позволяет использовать и 15 лс, в той ситуации 5 было вполне достаточно. И, о чудо. Лодка вышла в режим глиссирования. Впрочем, чуда тут никакого нет, а есть законы физики, которые водномоторники прозвали «длина везёт». Это означает, что при равной загрузке и одинаковой мощности двигателя лодка большего размера (длины) может оказаться быстрее и иметь большую грузоподъёмность. Особенно это актуально именно для НДНД. Так происходит благодаря лучшему распределению нагрузки.

-11

Зная об этом, я всё же немного переживал. Потянет ли моя двадцатка 420 с пайолами и 450 нднд? Оказалось, что не только потянула. Скорость обоих лодок при загрузке 2 взрослых и 2 детей 4 и 5 лет была на несколько километров больше, чем в случае с 380. С этим же мотором и тем же составом. Собственно это обстоятельство заставило меня в корне пересмотреть отношение к размеру. И лодка в 420 размере получила статус «основной». Что особенно важно, если рыбачить с детьми. А я именно так и эксплуатирую её.
Проще говоря, длину и вес лодки нельзя воспринимать однозначно. Очень многое зависит от самой лодки. Того, как она сделана. Есть модели удачные, есть совсем не удачные. Обезопасить себя от такой покупки можно лишь изучая мнения, а лучше проведя полноценный тест-драйв. Но, к сожалению, производители не предлагают такой услуги. Во всяком случае, мне ничего не известно о такой возможности.

-12

Как видно на выбор влияет много, в том числе и субъективных факторов. Лично моё мнение на этот счёт следующее. Если задача какая-то лайтовая рыбалка, маленький водоём, необходимо быстро собрать и потом так же сложить лодку. При этом в наличие небольшой моторчик 3-4-5 сил – я бы рекомендовал лодку 330. Не меньше и не больше. И скорее всего НДНД.
Если задача – мобильная рыбалка с напарником, среднего размера водоём. Небольшое количество вещей. Мотор 9.9 (15) – я бы рекомендовал рассматривать лодку в размере 380.
Если же вы располагаете мотором мощностью 20 или хотя бы «честной» пятнашкой. Есть вероятность большей загрузки, большего числа людей на борту, тогда вполне можно рассматривать лодку в размере до 420, если палуба «пайольная»; и 450, если НДНД.
Но главный совет, который бы я хотел дать: это не следовать любому совету слепо, а постараться понять, что и зачем вам нужно. Нужно ли действительно, в каких моментах вы можете пойти на компромисс, а где нет. И делать выбор максимально осознано.

-13

Ну, а через неделю я поделюсь своими соображениями касательно дополнительных опций. Что я считаю нужным, важным и удобным, а что, на мой взгляд совершенно не нужная безделушка.
Ваши лайки и конструктивные комментарии, мнения и советы и пожелания действительно очень ценны для меня!

Дмитрий Матвеев | YouTube.com/ItodorTV
фото автора (с)