Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Когда авианосцы показали себя хорошо, а когда - плохо

Ведь что такое авианосец времён Второй мировой войны? По большому счёту достаточно примитивная железная коробка, напичканная до отказа самолётами, боеприпасами и легковоспламенимым жидким топливом.

Нет, бывали конечно счастливые исключения, когда и после попадания нескольких торпед они оставались на плаву, но гораздо больше случаев, когда если и не гибли на месте, то теряли свою боеспособность после самого незначительного воздействия противника.

Вспомним гибель британского "Глориес". При первом же попадании 280мм снаряда линкора "Шарнхорст" была пробита полётная палуба и начался пожар в ангаре. Взлёт самолётов стал невозможным, корабль превратился в плавучую мишень и участь его была предрешена.

"Легсингтону" хватило двух торпед, "Арк Роялу" - одной. Трёх или четырёх бомб оказалось достатосчно чтобы уничтожить "Акаги" в результате многочисленных взрывов боеприпасов и мощного пожара. Четыре бомбы таким же образом уничтожили "Кага", в том же бою в у атолла Мидуэй были сожжены "Сорю" и "Хирю".

"Тайхо" был уничтожен единственной торпедой всего через три месяца после спуска на воду. И даже не торпедой, она лишь вызвала течь бензина, а уже взрыв его паров разнёс корабль в клочья. Перечень можно было бы продолжить, но не вижу смысла. Вполне понятно, что если противник всё же добрался до авианосца, то он или погибнет, или если и останется на плаву, то боеспособность потеряет надолго, если не навсегда и отправится на металлолом.

Впрочем, авианосцу вполне достаточно получить определённый крен или дифферент, чтобы стать просто транспортом, имеющим на борту несколько десятков бесполезных самолётов.

-2

Конечно, в первую очередь и по этим причинам, авианосцы всегда применялись в составе корабельного соединения, призванного помимо разведки охранять их от любого противника - воздушного, надводного или подводного. Но как мы видим, достаточно случаев, когда всё это оказывалось бесполезным.

Умолчим уже о взрывах и катастрофических пожарах на авианосцах в мирное время. Примеров масса.

Зато авианосцы прекрасно показали себя, когда не встречали противодействия, нанося удары там, где противник нападения не ожидал или не мог оказать адекватного сопротивления.

А вот атаки более, чем 500-ми американскими самолётами эскадры из 12 японских линкоров и крейсеров без собственного авиационного прикрытия, с теми достаточно примитивными зенитными средствами, которыми они располагали, тем не менее были вполне успешно отбиты, погиб лишь один крейсер и несколько кораблей были повреждены.

А уж в послевоенное время авианосцы не имея реальных противников среди тех, против кого велась агрессия, показали себя отлично. Вьетнам, Ирак, Югославия - яркие примеры избиения тех, кто ничего противопоставить тебе не может.

Что же в настоящее время или в обозримом будущем? Часто говорят: да что там - одна ракета с ядерной боеголовкой и капут тому авианосцу. Но боеголовку надо ещё доставить. Имеются средства борьбы с баллистическими ракетами, вспомним тот же "Иджис". Есть и крылатые ракеты различного базирования, небезызвестные "Калибры", но и крылатые ракеты прекрасно сбиваются. Тут пожалуй вопрос может решить массированное их применение, единичные будут наверняка уничтожены.

Последнее время много шума было про гиперзвуковые ракеты, созданные в нашей стране. Есть ли средство борьбы с ними в данный момент, вопрос конечно интересный, но как известно, на любой яд со временем находится и противоядие. Посмотрим, как оно будет.

Пока же весь человеческий опыт говорит, что невозможно создать абсолютное оружие, будь то авианосец или средства его поражения.

Полный каталог статей журнала здесь