Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Резонаторные гитары, Dobro и National, «spider» и «biscuit»

Оглавление

Поиски громких гитар начались задолго до того, как Les Paul, Leo Fender и множество других новаторов придумали работоспособные электрогитары и усилители. Поскольку относительно тихие гитары XIX века с их небольшим корпусом обслуживали лишь небольшие гостиные в противовес большим общественным местам, им нужно было стать громче, чтобы сопровождать такие инструменты как скрипка, фортепиано или духовые.

Это привело к тому, что гитара превратилась из изысканного, деликатного инструмента, все еще привязанного к «европейской модели», в ещё одну стереотипно «американскую» вещь — большую и громкую. Когда XX век набирал обороты, несколько американских производителей начали фундаментально менять гитару, чтобы удовлетворить потребности игроков, которые хотели, чтобы их услышали на эстраде, в баре или на оживлённом тротуаре в центре города.

Резонаторная гитара, скрин YouTube
Резонаторная гитара, скрин YouTube

В этой «гонке вооружений» увеличения громкости и презентабельности производители гитар начали создавать всё большие и большие инструменты и экспериментировать с различными концепциями конструкции, такими как новые системы пружин и механическое усиление. Из всех этих инноваций резонаторная гитара выделяется своим решением использования алюминиевого конуса (или конусов).

За последние два десятилетия такой резонатор пережил возрождение: инструменты стали более доступными благодаря массовому производству и в то же время более инновационными, поскольку мелкие производители продолжают совершенствовать основную концепцию, которой почти 100 лет.

Видео: «Black Raven.mpg», Андрей Шепелёв (b. 1958), лидер группы «ГрАссМейстер».

История

Всё началось в конце 1920-х годов, когда американский гитарист George Beauchamp (1899 - 1941) поручил словацкому мастеру по имени John Dopyera (1893 - 1988) создать достаточно громкую гитару, чтобы на ней можно было играть мелодические партии на эстраде.

Как изобретатель, у которого уже было несколько патентов, Dopyera придумал способ сделать гитару громче, используя три очень тонких алюминиевых конуса, реагирующих на колебания струн, с Т-образным бриджем. Конусы работают почти так же, как диффузоры колонок в вашем домашнем стерео или гитарном усилителе.

В 1927 году успех этого инструмента привел братьев Dopyera, Beauchamp и группу инвесторов к созданию «National String Instrument Corporation» в Лос-Анджелесе.

Эти первые трёхконусные инструменты назывались «tricone» и сразу же завоевали популярность в то время у гавайских гитаристов, таких как Sol Hoopii (1902 - 1953). Звук этих гитар был прозрачным, со сложными обертонами, реверберацией и большим сустейном. Инструменты пользовались популярностью у таких разных игроков, как например, Tampa Red (1903 - 1981) или Oscar Alemán (1909 - 1980), который считался главным конкурентом Джанго Рейнхардта, пока не вернулся в свою родную Аргентину, спасаясь от нацистов.

В ответ на Великую депрессию появился менее сложный проект National Guitars, который был более экономически эффективным для производства. Эти более доступные гитары использовали один большой конус, который назывался «biscuit». Резонаторы с одним конусом или «бисквит-стайл» стали популярным дизайном в среде кантри-, фолк-, блюз- и госпел-музыкантов, которые нашли способы извлечь выгоду из сильной атаки инструмента, идеально подходящей для таких стилей, как пьемонтский блюз и рэгтайм.

Список исполнителей, которые использовали такие инструменты, большой: это Rosetta Tharpe (1915 - 1973), Blind Boy Fuller(1907 - 1941), Bukka White (1906 - 1977), Son House (1902 - 1988), Bennie Nawahi (1899 - 1985), Scrapper Blackwell (1903 - 1962) и другие.

Разработка одноконусных инструментов вызвала много внутренних трений в National Guitars, и братья Dopyera ушли, чтобы создать новую компанию «Dobro». Название отсылало к фамилии братьев, и одновременно — к слову «хороший» на словацком языке.

Системы Dobro и National объединяют одну и ту же основную идею — использование металлического резонатора, но с одним важным отличием. Новый дизайн Dobro использовал конус, обращенный наружу, от гитары, что потребовало «паукообразного» бриджа. Всё это производит более слащавый звук и более длительный сустейн, чем резонатор «biscuit», но не настолько богатый, как «tricone». Эти инструменты обрели популярность сначала в кантри, а затем у музыкантов блюграсс.

Подъём электрогитары и начало Второй мировой войны фактически положили конец производству резонаторных гитар, хотя они оставались популярными среди артистов, которые продолжали сочинять музыку на них, пока интерес к их уникальному звучанию снова не начал расти в 1980-х годах.

В наши дни

Поскольку резонаторная гитара является нишевым инструментом в мире акустических гитар, многие современные производители, как правило, являются узко специализированными и делают исключительно этот тип инструмента.

Очарование винтажных инструментов неоспоримо, а классические Dobros и Nationals относительно доступны. Но в большинстве случаев современные резонаторные гитары более «играбельны» и звучат даже лучше, чем старинные, вследствие развития технологий производства, не упоминая уже разрушительные последствия времени.

National Guitars, основанная в 1989 году и базирующаяся в San Luis Obispo, штат Калифорния, является лидером, интегрируя современные технологии производства, такие как ЧПУ, со значительным количеством ручной работы. Компания не только воссоздала многие из самых привлекательных винтажных моделей, но и улучшила удобство использования резонатора, предложив уникальную отделку и украшения, которые помогли переосмыслить, каким может быть инструмент.

А недавно, приобретя популярный бренд Scheerhorn, National теперь предлагает и модели типа добро. Цены на эти гитары американского производства начинаются с 3100 долларов США и легко увеличиваются при различных вариантах отделки, материала корпуса и электроники.

Гитаристы часто жаждут уникальных инструментов, что заставляет некоторых из них обращаться к мелким производителям за нестандартными изделиями. Можно найти высококачественные резонаторные гитары от John Morton, Mule, Ron Phillips и Trussart, а также других американских производителей. Аналогичным образом, некоторые мелкие производители концентрируются на гитарах в стиле добро, например, Beard.

Исполнители, желающие потратить менее 1000 долларов на новую или подержанную резонаторную гитару, могут выбирать из множества вариантов типа «spider» и «biscuit». Здесь доминируют инструменты, сделанные в Китае и продаваемые в США под знакомыми брендами. В этом ценовом диапазоне работают некоторые производители с историческими корнями, такие как Dobro, Regal и Gretsch, а также другие компании — Dean, Recording King и Washburn — у которых не было резонаторов в то время, но которые сейчас предлагают аппетитный «шведский стол» на выбор по ценам, недоступным для гитар американского производства. Другие относительные новички, такие как Republic и Royall, создают уникальные модели, отвечающие современной эстетике, например, в стиле стимпанк.

Большинство конструкций резонаторных гитар подпадают под два традиционных варианта: стиль «biscuit» из стали, латуни или дерева, смоделированный по образцу National, или деревянная гитара типа Dobro.

По материалам статьи (англ.).

Классическая гитара, путеводитель по каналу