Американец Уильям Харра был магнатом игорного бизнеса, мультимиллионером и большим игроком, в хорошем смысле этого слова. Он легко мог ввязаться в спор и сделать крупную ставку. Одна из его наиболее известных ставок была сделана в пари с амбициозным продавцом авиатехники, который пытался убедить Харру, что на вертолетах Сикорского будет быстрее и удобнее перемещаться между казино, чем на автомобиле! Харра обещал купить вертолет, если он обойдет его Ferrari в очной схватке.
Харра любил скорость и добивался улучшения характеристик даже именитых спорткаров. Например, отправил свой новый Ferrari 365 GTB/4 в технический центр Санта-Моники, где автомобиль (между прочим, быстрейший спорткар своего времени) получил более широкие задние колеса, расширители арок и некие модификации двигателя. Что это были за модификации не известно, детали, к сожалению, потеряны… Но именно на этом Ferrari Харра и выиграл «гонку» с вертолетом Sikorsky между казино в Рино (штат Невада) и на озере Тахо (протяженностью около 100 км), развивая скорость в среднем более 230 км/ч. В т.ч. и в городских условиях… С личными номерами «H» на автомобиле…
Помимо того, что Харра шокировал участников дорожного движения своими выходками, он известен участием в создании Совета по контролю за азартными играми в Неваде в 1955 году, за которым последовала Комиссия по азартным играм, на которую возлагались задачи регулирования деятельности казино и освобождения игорного бизнеса от связей с организованной преступностью. Харра вел прогрессивную политику в своих казино, приветствуя все расы, приглашал афроамериканских артистов, а также нанимал женщин на работу крупье. После его смерти 175 автомобилей Харры (лишь небольшая часть коллекции магната!) были пожертвованы для создания Национального автомобильного музея в штате Невада. Человек был крайне увлечен автомобилями.
Коротко о Ferrari 365 GTB/4 Daytona. Изначально в наименовании модели имя «Daytona» отсутствовало, но после финиша на 1-2-3 местах в 24-часовом марафоне Дайтоны в 1967 году, с подачи мировых СМИ, прозвище приклеилось и стало неотъемлемой частью легенды 365 GTB/4. Хотя Ferrari сопротивлялись несколько лет. Ferrari 365 GTB/4 был разработан в ответ на появившийся в 1966 году среднемоторный суперкар Lamborghini Miura, впечатливший даже самого Энцо Феррари. При этом, Феррари скептически относился к идее установки больших двигателей в задней части автомобиля, полагая, что это опасно для подавляющего большинства его клиентов. Поэтому 4,4-литровый V12 с шестью карбюраторами Weber был установлен в передней части Daytona. Для улучшения развесовки коробка передач была отнесена к заднему мосту.
В стандарте V12 выдавал 352 л.с., что обеспечивало разгон до 100 км/ч за 5,4 секунды и максимальную скорость 280 км/ч – быстрее, чем Miura! Daytona стала одной из самых успешных моделей Ferrari, разойдясь тиражом около 1300 машин.
На фото именно тот 365 GTB/4 Daytona 1971 года выпуска , на котором были посрамлены вертолеты Сикорского. На автомобиле до сих пор стоят личные номера Харры с единственной литерой «H». Автомобиль несколько раз переходил из рук в руки, подвергался полной реставрации, оригинальный двигатель был перестроен – теперь он выдает 386 л.с. (на 10 % больше заводских характеристик). Как и все Daytona, автомобиль Харры очень дорог! В августе 2017 году он был продан на аукционе в США за 687 500 долларов (44 миллиона рублей)…
P.S. Уильям Харра нередко «допиливал» свои автомобили достаточно основательно. Например, заказал единственный в своем роде Ferrari 330GTS со съемной крышей Targa, как на автомобилях Porsche.
А в какой-то момент Харру посетила навязчивая идея полного привода для Ferrari. Харра, в числе прочего, владел дилерским центром Ferrari в Неваде и даже обратился к Энцо Феррари с заказом. Но, естественно, получил отказ. Тогда было решено «скрестить» пострадавший после ДТП Ferrari 365 GT и… Jeep Wagoneer 1970 года. Как говорится: «Уведите детей от экранов!»…
Появилось чудовище с передней частью Ferrari и салоном Jeep. Поскольку итальянскую коробку передач не удалось запихать в американский Jeep, ехал автомобиль весьма специфично. Зато быстро – 9,4 секунды до «сотни». Назвали гибрид Jerrari, даже логотип под это дело придумали. Интересно, что на это сказали юристы Ferrari, которые активно защищают чистоту бренда?!
В 1977 году Харра решил создать более совершенный гибрид. На этот раз внешность Jeep, слава богу, не трогали – просто установили под капот V12 от Ferrari. Удалось установить даже коробку передач, но пришлось решать проблемы с охлаждением, радиаторы тупо не помещались под капотом (в итоге их установили по краям подкапотного пространства). Харра использовал автомобиль во время пребывания в своих казино на озере Тахо.
Можно сказать, что это был один из первых внедорожников с характеристиками суперкаров! Харра бы еще и автомобильным новатором :)
Сергей Клюшниченко