Найти тему
MADAME CRITIQUE

4 с половиной способа написать гениальную книгу

Оглавление

Как написать гениальный роман? Этим вопросом задавался бы, наверное, еще сам Гомер, если бы такой жанр в его время существовал.

А если серьезно, на эту тему пишут тонны нон-фикшн книг и статей с советами. Я, как писатель, не могу стоять в стороне и тоже поделюсь своими наблюдениями: какими секретными средствами пользуются писатели, чтобы получить Нобелевскую премию или хотя бы мировую славу.

За последние несколько десятков лет, во время расцвета такого жанра кинематографа, как байопик - то есть художественно воспроизведенная биография, мы можем увидеть, как они работали писатели на экране. Эти 4 с половиной метода стали результатом анализа доброй сотни часов просмотра фильмов о писателях.

кадр из фильма "Капоте" , 2005. Реж. Беннет Миллер
кадр из фильма "Капоте" , 2005. Реж. Беннет Миллер

МЕТОД "УЙТИ В ЗАПОЙ"

Когда говоришь художник - представляешь мольберт и перемазанного краской чудака на пленэре, когда говоришь писатель - это одержимый в келье, строчащий непрерывно при тусклом свете свой Опус Магнум. На самом деле, такие творческие литературные запои губительны для здоровья и даже способны довести до самоубийства.

Так, например, работала неподражаемая Вирджиния Вульф - автор "Миссис Деллоуэй", "Орландо", "На маяк" и гениальной фразы:

"У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната".

кадр из фильма "Вита и Вирджиния", 2018. Реж. Чания Баттон.
кадр из фильма "Вита и Вирджиния", 2018. Реж. Чания Баттон.

Несмотря на то, что у Вирджинии был прекрасный супруг Леонард, который всячески способствовал ее становлению, как писателя, взял на себя заботы о доме и быте, даже основал издательство, чтобы помогать жене независимо публиковать любое произведение, писала она все же в этой "своей комнате", за закрытыми дверями, доводя себя до изнеможения.

Кадр из фильма "Вита и Вирджиния", 2018. Реж. Чания Баттон
Кадр из фильма "Вита и Вирджиния", 2018. Реж. Чания Баттон

В конце концов, страдая мигренями и развившейся депрессией, слыша голоса, она оставила записку и набрав камней в карманы, зашла в мартовскую холодную воду реки Уз.

По романам Вулф и перипетий ее жизни сняты множество фильмов. Свежайший байопик выпущен британским режиссером Чанией Баттон в 2018 году. Он был адаптацией пьесы 1992 года "Вита и Вирджиния" о любовной связи писательницы и модной беллетристки из высшего общества, жены дипломата Виты Сэквилл-Уэст. Сама экранизация не производит особого впечатления, актеры третьего эшелона знатно переигрывают, каст на роль Вирджинии Вулф поражает широким полным квадратным лицом, чересчур светлыми волосами и невероятной для писательницы жаждой наряжаться и украшать себя. Однако, что интересно, в фильме показано добровольное затворничество писательницы во время литературного труда, ее постоянную работу, зависимость от папирос и злоупотребление алкоголем на непрерывной череде вечеринок и салонов в шикарные 20-е.

кадр из "Вита и Вирджиния", 2018, реж. Ч. Баттон
кадр из "Вита и Вирджиния", 2018, реж. Ч. Баттон

Этот же метод письма показан и в новой экранизации "Маленьких Женщин" Греты Гервиг. Сирша Ронан совершенно гениально играет Джо Марч, которая, как всем известно, является автобиографическим прототипом Луизы Мей Олкотт. Она запирается на своей мансарде в сельском поместье и при свечном огарке днем и ночью работает над своим бестселлером, над книгой, которая будет вдохновлять тысячи сотен девочек всего мира.

кадр из фильма "Маленькие женщины", 2019. Реж. Грета Гервиг
кадр из фильма "Маленькие женщины", 2019. Реж. Грета Гервиг
Джо Марч раскладывает исписанные листы, чтобы высушить чернила. Кадр из фильма "Маленькие женщины", 2019. Реж. Грета Гервиг
Джо Марч раскладывает исписанные листы, чтобы высушить чернила. Кадр из фильма "Маленькие женщины", 2019. Реж. Грета Гервиг

МЕТОД "ПОДРУГА ДНЕЙ МОИХ"

Это любимый метод русских классиков. Сказалась самоотверженность русской женщины, что и коня на скаку, и в избу, и расшифровывать и стенографировать романы сутками.

кадр из фильма "Дневник его жены", реж. Алексей Учитель, 2000
кадр из фильма "Дневник его жены", реж. Алексей Учитель, 2000
Кадр из фильма "Дневник его жены", реж. Алексей Учитель, 2000
Кадр из фильма "Дневник его жены", реж. Алексей Учитель, 2000
Кадр из фильма "Дневник его жены", реж. Алексей Учитель, 2000
Кадр из фильма "Дневник его жены", реж. Алексей Учитель, 2000

"Дневник его жены" фильм Алексея Учителя о сложных взаимоотношениях в семье Нобелевского лауреата писателя Ивана Бунина между им, его женой, его любовницей и любовницей его любовницы, а также нескольких "нахлебников", постоянно живущих в его усадьбе в Грассе.

Вера Николаевна посветила Бунину всю жизнь, будучи его кухаркой, компаньонкой, секретаршей, самым преданным читателем и самым деликатным редактором.

Ровно так же, как и Анна Сниткина. Молодой жене Достоевского, конечно, приходилось бороться не с любовницами и мимолетными увлечениями гения, но с другой его зависимостью - азартными играми, и конечно, скверным здоровьем и характером Федора Михайловича.

Все это мы видим в для многих неизвестном фильме режиссера Александра Зархи "26 дней из жизни Достоевского", показывающем непростой период создания романа "Игрок" и знакомства с юной стенографисткой и его будущей женой, Анной Сниткиной.

Анна и Федор Михайлович, кадр из фильма "26 дней из жизни Достоевского",                        реж. А. Зархи, 1980
Анна и Федор Михайлович, кадр из фильма "26 дней из жизни Достоевского", реж. А. Зархи, 1980

МЕТОД "МОКЬЮМЕНТАРИ"

Мокьюментари, как мы знаем из терминологии киношников, это псевдо-документальное повествование. Автор берет диктофон, блокнот с ручкой или камеру... и ищет совершенно реальных персонажей, у которых как бы эту историю ворует. За шагом первым - найти историю, следует - поймать ее, а потом уже упаковать в художественный текст, добавить ленточек и виньеток, возможно изменить имена и вуа-ля - роман готов. Для пущей убедительности стоит добавить:

"Основан на реальных событиях", тогда зануды и псевдоинтеллектуальные обозреватели вообще испытают оргазм.

Из последних новостей - Нобелевскую премию 2015 года дали Светлане Алексиевич. Белорусская писательнице создает исключительно "документальную прозу", то есть стенографирует истории людей, а потом под собственной редактурой, то есть определенным углом цензуры, выпускает их в свет. Очень удобно.

Кадр из фильма "Капоте", реж. Беннетт Миллер, 2005
Кадр из фильма "Капоте", реж. Беннетт Миллер, 2005

В кино мы видим подобный сюжет в байопике про Трумена Капоте. Писатель вместе со своей подругой Харпер Ли отправляется в маленький городок где-то в Канзасе, чтобы увидеть собственными глазами разгадку жуткого убийства целой семьи.

кадр из фильма "Капоте", реж. Беннетт Миллер, 2005
кадр из фильма "Капоте", реж. Беннетт Миллер, 2005

Филипп Сеймур Хофман даже получил единственного в своей карьере Оскара за роль чувствительного, слабого и честолюбивого писателя, с кучей детских травм, гомосексуальными отношениями и разрушающейся дружбой с самой преданной подругой детства Харпер Ли из-за своего эгоцентризма. Стоит добавить, что после своего шедевра "Хладнокровного убийства" Капоте не закончил ни одного романа и умер от алкоголизма.

Но самое интересное, что этот фильм также является экранизацией... нон-фикшн книги Джеральда Кларка «КАПОТЕ. БИОГРАФИЯ», напечатанной в Нью Йорке в 1988 году.
В России книга не издавалась, на русский язык никогда не переводилась.

Кадр из фильма "Капоте", реж. Беннетт Миллер, 2005
Кадр из фильма "Капоте", реж. Беннетт Миллер, 2005

И сам Кларк использовал ровно тот же метод написания книги.

"В 1978 году он начал записывать сотни часов бесед с писателем и стал свидетелем последнего десятилетия его жизни. Взору Кларка открылась личная трагедия художника, лишившегося внимания и доверия друзей из-за серии скандальных публикаций".
Чтобы поговорить с друзьями и врагами Капоте, он путешествовал по США и совершил несколько поездок в Европу. Через четыре года после смерти Капоте, биография, наконец, вышла в свет. Это была сенсация! Книга сразу же попала в список бестселлеров газеты New York Times. Как заметил Капоте еще при жизни: «Это первая книга Кларка! И он знает обо мне больше, чем кто бы то ни было, включая меня самого».

Из открытой группы "Труман Капоте", посвященной творчеству писателя на Facebook

Призрак

Некий микс из "Подруги дней моих" и "Мокьюментари" - особый способ создания литературного произведения - "Призрак". Писатели - призраки - это некие наемные литературные негры, которые записывают за реальным автором, как "Подруги", расшифровывают и складывают эти несвязные обрывки воспоминаний, как правило во внятную героическую биографию. Отличие от "Подруг" в том, что как в "Мокьюментари", рассказчик истории далеко не писатель, а простой человек. В одноименном фильме Романа Полански, жутко растеряный и не слишком этичный в работе персонаж Юэна Макгрегора пытается записать новую версию автобиографии екс-премьер-министра Британии. А мы наблюдаем за его работой на фоне шикарных видов северного острова. Книга выходит бестселлером, а вот от автора заказчик подумывает избавиться... Без спойлеров. Просто держите в уме, что режиссер - Полански.

кадр из фильма "Призрак", реж. Полански, 2010
кадр из фильма "Призрак", реж. Полански, 2010

МЕТОД "ПИСАТЬ И ПЕРЕПИСЫВАТЬ"

Оказывается, быть писателем значит не только романтично выпивать абсент, сходить с ума или умирать на мансарде от чахотки, но и трудиться. А работа с текстом требует ежедневного кропотливого труда, который совершенно не кинематографичен. Поэтому обычно его показывают в диалоге пользуясь архетипом "ученик приходит к учителю", "юное дарование к наставнику", "крошка писатель к редактору".

Тут самой яркой иллюстрацией станет фильм "Гений" про взаимоотношения Томаса Вульфа, создающего "самый великий роман, в котором есть все" и его редактора, Максвелла Перкинса, стремящегося сделать этот роман читабельным и хотя бы немного сократить невероятного размера кипу набранных страниц, отражающих поток сознания писателя.

Режисер Майкл Гранджадж взял за основу фильма опять-же адаптацию книги «Макс Перкинс: Редактор гения» (1978) Эндрю Скотта Берга.

Кадр из фильма "Гений", реж. Майкл Гранджадж, 2016
Кадр из фильма "Гений", реж. Майкл Гранджадж, 2016

И как не странно, завершим наши рекомендации на комедийной ноте - фильмом Вуди Аллена "Полночь в Париже". Придерживая дверь в прошлое за Хемингуэем, Фицжеральдом, Томасом Элиотом, несмело протискивается некий Гил Поттер. Он несет свою рукопись к великой женщине, матери гениев, роль которой в истории мировой культуры слишком недооценена - к Гертруде Стайн. И под влиянием ее аккуратной точной критики, он снова и снова переписывает роман.

Кадр из "Полночь в Париже", 2010. Реж. Вуди Аллен
Кадр из "Полночь в Париже", 2010. Реж. Вуди Аллен

Надеюсь, что эта статья уже пробудила в вас вдохновение творить. И перед тем, как схватить лист бумаги, перо и штопор с бутылочкой красного сухого - говорят, под него хорошо идет дичь (литературный юмор), напишите в комментариях свои любимые фильмы о писателях и муках творчества.