Стэнли Милгрэм в 1961 году в Нью-Йорке провел эксперимент. На него его с подвигли темы концлагерей и фашистские зверства во время Второй Мировой войны. Он изучал феномен подчинения, отвечая на вопросы : Как образованные люди идут на бесчеловечные жестокие поступки? Как геноцид воплотился столь естественно и гармонично? И ... Как виновники эти зверств могут с этим жить?
Акт наказания производится якобы в контексте исследования процесса обучения, под мнимым предлогом изучения влияния наказания на процесс запоминания. В каждой экспериментальной сессии помимо экспериментатора участвуют два человека: не посвященный в суть происходящего «наивный» испытуемый и «подставной» испытуемый («конфедерат»), помогающий экспериментатору. Однако были и такие, кто отказывался продолжать эксперимент.
С. Милгрэма поразило, что за все время эксперимента из 780 испытуемых ни один из них не встал и не посмотрел что происходит с испытуемым "Учеником", который кричал!
Требование причинить человеку боль с помощью электрического тока, несмотря на протесты «Ученика», вызывало у испытуемых возмущение, а некоторые называли его глупым и бессмысленным. Однако, несмотря на высказываемое возмущение, многие испытуемые выполняли требования экспериментатора.
Почти все волонтеры совершают одинаковые действия: они вздыхают, но включают последний тумблер разрядом 450 В, крайне опасный разряд. Ведь их вежливо просят!
Порядочные и ответственные в повседневной жизни, эти люди с готовностью шли на поводу у авторитета, принимая безо всякой критики его видение ситуации, позволяя ему диктовать отношение к ней, и в результате оказывались в ловушке, были вынуждены выполнять жестокие приказы. Каковы пределы этого подчинения?
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие психологические феномены.
Иллюстрации: Эпизоды из фильма "Экспериментатор"