С каждым годом развивается система балетного образования, и с каждым годом ученики все больше стремятся развить свои данные. Пятки подворачиваются сильнее, шаги становятся больше, подъемы - более изогнутыми, а спина сгибается пополам. Точнее, все это развивается у кого-то одного, а равняться вынуждены все.
Есть убеждение, что после занятий гимнастикой намного легче осваивать систему классического танца, которая тоже очень требовательна. Но в то же время мы можем наблюдать, что у некоторых исполнителей так и остается в танце по большей части гимнастика.
Так ли это критично, как об этом говорят?
Ничего нельзя поделать с прогрессом, в том числе и с прогрессом человеческого тела. Развивается абсолютно все: фигурное катание, художественная гимнастика, балет. Идет время, изучаются возможности человеческого тела, расширяются границы.
Если сегодня зритель посмотрит видеозаписи с выступлениями балерин 40-х годов, он едва ли будет в восторге. А все почему? Сегодня мы уже настолько привыкли к шпагатам и ногам выше головы, что очень странно видеть, когда балерина поднимает ногу чуть выше 90 градусов и останавливается на этом. К этому добавляется и то, что видеозапись не передает магию живого выступления, которая присутствовала и тогда, в момент записи. На выходе спустя годы получается как будто сырое выступление, мимики на плёнке уже не видно, а техника не впечатляет... И так танцевали лучшие балерины своего времени! Но это нормально, потому что примерно так танцевали все.
Возможно, причиной тому было отсутствие интернета и невозможность посмотреть, что делают балерины в других странах.
Сильви Гиллем в 80-е годы прошлого столетия демонстрировала небывалую растяжку и феноменальные возможности своего тела, и это было так ново, необычно, фантастически! Но тогда балерины других стран не могли увидеть этого и сказать:
"А что, так можно было?"
А нужно ли?
Еще в 90-е годы на балетах в театрах России при виде поднятой ноги на 180 градусов зрители аплодировали, то сейчас этим уже никого не удивишь. Все балерины должны иметь хорошую растяжку, и точка. Как и все должны уметь делать фуэте, и так далее.
Сейчас все решают социальные сети, которые сделали мир балета доступным и открытым. Если раньше о приёме в балетное училище узнавали от знакомых, случайно, по объявлению, то сейчас все правила приёмной кампании доступны каждому родителю. Но в то же время детям стали доступны в социальных сетях достижения других учеников-будущих артистов: невероятные шаги, 10 подряд пируэтов, тройные фуэте... И подсознательно ребенок начинает стремиться к этому, принимая за стандарт, а если не получается - чувство несостоятельности.
У каждого зрителя по-разному развит вкус. Кто-то весь спектакль ожидает увидеть 32 фуэте, а кто-то при виде ноги на 180 обвинит балерину в "излишней гимнастике".
Будет справедливо отметить, что любому артисту хочется блеснуть виртуозностью на сцене. Это неотъемлемая часть профессии, реализация. Хочется запомниться зрителю, и это совершенно нормально. Правда, смотря чем, некоторые делают это с помощью своих физических возможностей. Когда это имеет место?
Предположим, когда не вытесняет артистизм.
По мимике и выражению лица артиста все моментально считывается. Сразу видно, когда он отключается от образа и переключается на трюк. Взгляд становится отсутствующим, и у зрителя сразу пропадает интерес. Но ведь хочется показать изюминку! Если нет уверенности - может, и не нужно? Иначе какой будет в этом смысл, если придется на 30 секунд выпасть из образа, развеять так долго создаваемую на сцене атмосферу.
От демонстрации исключительных данных в балете уже никуда не деться: прогресс не может двигаться назад. Но все должны помнить о самом главном в балете - душе, внутренней наполненности, живом непрерывном диалоге артиста со зрителем. Если это присутствует, и артист справляется, хочется любоваться на физику и оценить виртуозность, Если нет, зритель чувствует "подмену": пришел на балет, а посмотрел обезличенный номер художественной гимнастики.
Можно заметить, что некоторые репетиторы готовят партии со своими учениками, призывая их сдерживать себя в демонстрации растяжки, даже если возможности есть, и все об этом знают.
Ведь важно совсем другое.
________________________
Балерины современности с уникальными физическими данными
Подготовка новой пары пуант к работе
Балет и художественная гимнастика: сходство и различие