По предыдущему рассказу можно сделать не совсем правильный вывод, как будто бы учителя и учебная программа по татарскому языку, для нас, русской группы, были сплошь раздолбайскими. Но это было не совсем так. Правда заключалась в том, что учебная программа была и правда не без изъяна, а вот учителя были очень разные. Кто-то усугблял содержимое программы, кто-то - выгребал против течения.
Среди плеяды разнокалиберных преподавателей, менявшихся у нас не реже, чем раз в год-полгода несомненно выделалась Д. Б. Фамилию и имя с отчеством я ее раскрывать не буду, т.к. она, думаю, до сих пор ее с теплотой вспоминают и ученики, и коллеги, а эта история, хоть не красила она не ее, а нас, очень щекотливая.
Д. Б. была настоящим учёным этнографом, ездившим по молодости лет в экспедиции, собиравшие фолклор и диалектные особенности языка. Кроме ареала распространения собственно татарских говоров, Д. Б. объездила по конференциям и весь бывший СССР, и, например, случайно сообщала нам всякие необычные сведения, ну вот, например, я и сейчас в эпоху интернета не знал, что еще в 1950е многие армянские старики еще многие помнили тюркские языки, по крайней мере, лучше русского, очевидно, еще со времен проживания в Османской империи или рядом с азербайджанцами - да так, что с ними ей было проще общаться на татарском, чем на русском.
В отличие от иных учителей учителей, Д.Б. как отличный педагог могла захватывать, увлекать аудиторию - а аудитория ее слушала, отвечала взаимностью.
Рассказывала Д.Б. интересно, а мы.. уже старшеклассники, научились эксплуатировать эту уязвимость. Обычный урок, вроде бы щас проверят какую-то домашнюю работу, или заставят читать какие-то тексты.
-Д. Б,, а что такое бәет? - спрашивает мальчик, который сейчас живет и трудится в Германии.
-Ой, ребята, это такой жанр народных преданий, который... - еще двадцать минут от урока уходит на рассказ о баИтах, их сюжетах и традиции устной передачи. Тут Д.Б. вроде бы споминает, что надо бы нас поспрашивать по теме, но...
-Д.Б., а что такое дастан? - спрашивает мальчик, который сейчас живет и медитирует в Тайланде. Д.Б. не может не удовлетворить тягу школьников к знаниям. После рассказа о дастане звучит звонок, урок окончен, перемена.