К сожалению, история Кавказской войны, длившейся более пятидесяти лет, и стоившей обеим сторонам не менее 2 миллионов жизней, до сих пор мало известна массовому читателю. Я уже начал серию статей, посвященных ее главным героям (см. мою статью "Бесстрашный генерал, победивший Шамиля, о котором историки забыли по соображениям политкорректности" о генерале Н.И. Евдокимове). Надеюсь и дальше продолжить эту тему.
О выдающемся лидере Восточного Кавказа, Шамиле, третьем имаме Чечни и Дагестана, написано достаточно много. Описывая его яркую судьбу, не стоит повторяться.
Здесь я хочу написать о характере, привычках и личной жизни этого великого полководца и государственного деятеля XIX века, в которой также проявился его незаурядный характер.
Напомню, что власть имамов установилась в Чечне и Дагестане после жестокой борьбы.
В марте 1840 года, в чеченском селении Урус-Мартан прошёл съезд чеченского народа, на котором Шамиль был провозглашён имамом Чечни и Дагестана.
Став третьим имамом Чечни и Дагестана, Шамиль 25 лет объединяет горцев Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск. Более дальновидный, чем Гази-Мухаммад и Гамзат-бек, Шамиль обладал военным талантом, и главное, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе.
В 1839 году, имам Шамиль устроил свою резиденцию в чеченском ауле Дарго, расположенном в горно-лесистой местности близ границы между современными Чечней и Дагестаном.
Армия Шамиля была многонациональной. В ней служили чеченцы, дагестанцы, кумыки, ингуши, ногайцы, татары, арабы, турки, осетины, черкесы, поляки, русские, украинцы, казаки, грузины, армяне. Русские, казаки, украинцы и поляки пользовались неограниченной свободой в Имамате и всеми правами граждан (узденей) горского государства. Многие из них приняли ислам, обзавелись семьями. Полная свобода вероисповедания была и для христиан. К примеру, казаки-старообрядцы с позволения Шамиля построили в столице старообрядческий скит, где со своим священником справляли обряды..
У Шамиля было в разные времена 8 жен: Первая, Хурият аварка из Гимры, через три дня Шамиль развёлся с ней.
Вторая, Патимат аварка из Гимры, родилась в 1810 году. Она родила Шамилю пятерых детей: Джамалудина (попал в плен при штурме селения Ахульго в 1839 году), Гази-Мухаммада, Мухаммада-Шапи, Написат и Патимат. Умерла в 1845 году в чеченском ауле Элистанжи и похоронена там же.
Третья жена Джавгарат тоже аварка из Гимры родилась в 1814 году. Родила Шамилю сына Саида. Погибла вместе с сыном во время штурма селения Ахульго в 1839 году.
11 октября 1840 года отряд горцев во главе с Ахбердилавом Магома совершил набег на Моздок. Во время набега в плен к нему попала армянка, дочь моздокского купца-миллионщика Улуханова - Анна. Улуханов неоднократно пытался выкупить свою дочь, но всегда получал отказ.
Дело в том, что девушка понравилась Шамилю. Впоследствии Анна (родилась в 1824 году), сменившая имя на Шуайнат, после принятия ислама, стала четвертой и самой любимой женой Шамиля. Шуайнат выйдя за Шамиля через шесть лет после пленения, родила имаму двоих сыновей и пять дочерей, из которых выжила только девочка по имени Сапият. Спустя много лет к Шамилю проезжал брат бывшей Анны с большими деньгами, собранными для выкупа, но она сама отказалась возвращаться в Моздок. Умерла в Стамбуле в 1877 году.
Пятая жена Загидат (1829—1871), дочь шейха Джамалуддина Казикумухского — наставника и ближайшего соратника имама. Она мать дочерей Шамиля Наджабат и Баху-Меседу и сына Мухаммад-Камиля. Умерла в Мекке в 1871 году, через три месяца после имама.
Шестая жена Патимат аварка из Гимры, дочь Адуша. Имам женился на ней, чтобы она смотрела за детьми.
Седьмая жена Аминат чеченка. Родилась в 1835 году. Имам развёлся с ней в 1858 году. Этот брак был бездетным.
Восьмая жена Зайнаб, чеченка.
Шамиль горячо любил своих многочисленных сыновей и дочерей, но ради них никогда не поступался интересами своего государства.
Старший сын Шамиля Джамалуддин (1829—1858) попал в плен (точнее был отдан в заложники) в десятилетнем возрасте во время осады аула Ахульго. Образование получил в 1-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, где обучался вместе с детьми из семей дворянского сословия. По окончанию учёбы дослужился до звания поручика в уланском полку. В 1854 году имам Шамиль предложил обменять своего старшего сына на захваченных им княгинь Чавчавадзе и Орбелиани.
Возвращение в горы Джамалуддина совсем не обрадовало. В разговорах с отцом он неоднократно предлагал тому прекратить сопротивление и подчиниться "белому царю". В наказание отец отправил Джамалуддина в отдаленный аул Анди, известный своим свежим воздухом и красивыми девушками. Там первенец имама затосковал и прожил совсем недолго. В 1858 году он умер в Анди, по всей видимости, от туберкулеза.
Второй сын имама Гази-Мухаммад (1833—1902) и его младший брат Мухаммад-Шапи (1840—1906) были верными помощниками и соратниками своего отца. Первый из них, сопровождая отца в хадж в Мекку и, оставшись в Турции, позже командовал в чине паши дивизией Османской империи, а второй стал генерал-майором российской армии. Самый младший сын Шамиля, Мухаммад-Камил, (1863—1951) родившийся уже в Калуге, прожил большую часть жизни в Турции и Аравии.
В повседневной жизни и в быту Шамиль был прост и не притязателен. Он не пропускал ни одного намаза. Ел немного, в основном традиционную горскую пищу. Соблюдал все посты. Когда садился за традиционный низенький столик для трапезы, напротив обычно усаживал своего любимого бело-черного кота. Ели они вместе. Этого кота подарил Шамилю один русский перебежчик. К своему коту Шамиль был очень привязан. Когда российские войска штурмовали Дарго-Ведено, кота несколько дней не кормили и он умер. Когда Шамиль узнал об этом, он сильно огорчился. "Теперь и у меня все будет плохо", - грустно заметил он.
Так и случилось. Блокированный в ауле Гуниб, Шамиль был вынужден сдаться.
Пленного Шамиля сначала отвезли в Санкт-Петербург, где представили царю, затем поселили в семьей сначала в Калуге , а потом в Киеве.
Умер Шамиль во время хаджа в Мекку, входившую тогда в Османскую империю.