Найти тему
Синхронизация

Познакомьтесь с музой Сандро Боттичелли

Героини всех полотен Боттичелли похожи. С кого он писал своих красавиц?

Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины (фрагмент). 1480–1485. Штеделевский художественный институт, Франкфурт
Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины (фрагмент). 1480–1485. Штеделевский художественный институт, Франкфурт

Считается, что это Симонетта Веспуччи — первая красавица ренессансной Флоренции. В 1469 году Симонетта вышла замуж за банкира Марко Веспуччи. Вскоре супруги переехали из Генуи во Флоренцию. Там Симонетта сразу оказалась в водовороте светской жизни: Лоренцо Великолепный (Медичи) устроил в честь приезда Веспуччи роскошный приём в своём дворце.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры (фрагмент). 1485–1486. Галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры (фрагмент). 1485–1486. Галерея Уффици, Флоренция

Симонетту называли воплощением флорентийской красоты. Её благосклонности добивались Лоренцо и Джулиано Медичи, говорят даже, что последнему удалось соблазнить девушку. Хотя вполне вероятно, что она сохраняла верность мужу, а её отношения с Медичи были платоническими — это вполне соответствует законам куртуазной любви той эпохи.


Симонетта умерла, когда ей было всего 23 года, от чахотки. Её гибель оплакивал весь город.

Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1486–1487. Галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1486–1487. Галерея Уффици, Флоренция

🎨 А что же с Боттичелли?

Художник был знаком с семьёй Веспуччи: жил с ними в одном квартале и расписывал их дворец. Романа с Симонеттой у Боттичелли, скорее всего, не было. Девушка стала для художника музой, недостижимым идеалом красоты. Он даже завещал похоронить себя в одной церкви с ней, что и было выполнено.


Кстати,
ни одного прижизненного портрета Симонетты не сохранилось. Мы предполагаем, что женские образы «Рождения Венеры» и «Весны» написаны с неё, но на момент создания картин девушка уже 10 лет была мертва. Историк Вазари тоже писал, что музой Боттичелли была Веспуччи, но он жил на сто лет позже и наверняка утверждать не мог.

Пьеро ди Козимо. Клеопатра. 1480. Музей Конде, Шантийи
Пьеро ди Козимо. Клеопатра. 1480. Музей Конде, Шантийи

Последний портрет в нашей галерее — «Клеопатра» кисти Пьеро ди Козимо. Про эту картину тоже говорят, что она написана с Веспуччи, но через 15 лет после её смерти. А вы как думаете, похожа она на музу Боттичелли?