• «аланы, закаленные в боях» (А. Марцеллин) •«аланы… народ у Понта [у Черного моря], не знающий покоя среди непрерывных войн» (М. Анней Лукан (39—65 гг.), «Гражданская война»; племянник римского философа Сенеки). •«я… стремился к Каспийским воротам и преследовал стойких и вечно воинственных аланов» (римский полководец Помпей; см. Лукан «Гражданская война» между Цезарем и Помпеем). •«Какая это область?… Дунай, за которым скрываются свирепые аланы?» (римский философ Сенека; воспитатель и наставник императора Нерона). •«Аланы… народ свирепый и долго не известный нашим… аланы искусны и привычны в сражении накинуть петлю и опутать врага» (Гегесипп, древне римский автор написал ок. 367—375 гг). •«Как для людей мирных и тихих приятно спокойствие, так они [аланы] находят наслаждение в войнах и опасностях. Счастливым у них считается тот, кто умирает в бою, а те, что доживают до старости и умирают естественной смертью, преследуются у них жестокими насмешками, как выродки и трусы» (А. Марцеллин, древне-римский автор, "Римская история") •«он [римский император Грациан] пренебрегал армией, и предпочитал испытанным римским солдатам немногочисленных аланов, которых переманил к себе огромным количеством золота, и настолько увлекся общением с этими варварами и чуть ли не дружбой с ними, что даже иногда в походе появлялся в аланском одеянии, чем вызвал к себе ненависть воинов» (Аврелий Виктор, автор из римской провинции Африка) •«шел алан, куда призывали наши трубы, и искал смерти за Лаций, обученный славным [вождем] аланского племени, которому природа дала малый рост, но великую отвагу, и окрасила глаза страшным гневом. Все его тело было покрыто ранами, и слава сияла еще более гордо на обезображенном копьями лице» (александриец Клавдий Клавдиан). •«гунн… алан… сармат и мосх идут за твоими орлами [император Майориан]; весь Кавказ» (Г. С. А. Соллинарий, известный политик Римской империи; 400-470-е гг.)
•«теперь нам придется испытать страшный гнев тирана, который быть может уже готовит преступную засаду и как рабов нас предаст отвратительным гуннам или воинственным аланам» – жалоба римских солдатов (Клавдий Клавдиан). •«Разве… заслуживает… осуждения хищность алана?» (глава христианской общины Марселя - Сальвиан, ок. 400—470 гг.). •«стремительный алан...не устоит против слуг Христовых, и нас не повергнет лук рипейского алана, и война, которая порабощает нас, всего не уничтожит» (Павлин, Датируемый IX в. Парижский манускрипт). •«преславный муж Аэций [римский император], который тогда управлял государством, предоставил разорить эти места ради предупреждения восстания Эохару, свирепейшему королю аланов; тот загорелся страстью и свойственной варварам алчностью. И вот воинственнейшему [аланскому] племени и его царю-идолопоклоннику противопоставлен лишь единственный старец [который мольбой остановил аланов]» (Констанций Лионский, V в.). •Крупный римский политик времен аланского похода в Европу Гай Соллий Аполлинарий Сидоний (ок. 400—470) упоминает об аланах в следующем контексте: •«Аланы… ярость Кавказа»; «какие наставления, Боже милостивый, и сколь драгоценные! Если бы какой-нибудь философ перенес их… к сынам Кавказа аланам». •«Аланы являются в наши дни величайшим и благороднейшим народом мира» © Джованни Мариньолли, посол Папы Римского Бенедикта XII в империи Чингисхана.
Источник: "Аланы в древних и средневековых письменных источниках", А. Алемань.