Найти в Дзене
Справочник кинопижона

No Wave Cinema - там, где начинал Джармуш

Оглавление

Но Вэйв Синема (No Wave Cinema) - маленькое, но гордое течение в рамках нью-йоркского андеграундного кино, существовавшее в Нижнем Ист-Сайде (район Манхэттена) в 1976 - 1985 годах. Как и американский киноавангард 60-х, данное течение имело локальный, тусовочный характер, и если в 60-х точкой сборки кинохудожников были "Кооператив кинематографистов" Йонас Мекаса и "Фабрика" Энди Уорхола, то для No Wave ключевое значение имел музыкальный клуб CBGB.

Сам термин No Wave (то есть "Никакой волны") был придуман Лидией Ланч и характеризовал он музыкальную тусовку, образовавшуюся вокруг данного клуба. Ну и немного музыки в тему:

Однако исключительно музыкальной сценой нью-йоркский андеграунд конца 70-х не исчерпывался. Были люди, которые играть не хотели, а напротив, стремились снимать кино. Приблизительно в этом же районе обитались художники Жан-Мишель Баския и Джон Лури, которые вместе с той же Лидией Ланч и Дебби Харри, снимались в фильмах тех участников тусовки, которые предпочитали музыке и современному искусству 16-миллиметровую пленку. Последнее понятно, так как все фильмы течения отличались крайней низкобюджетностью, а сэкономить на профессиональных актёрах, пригласив на главные роли друзей, было очевидным и во многих случаях единственным решением. Отсутствием денег на съемки объясняется и специфический "партизанский" способ съемок: фильмы снимали на ручную камеру, без разрешения властей, когда и как придётся.

Любопытно, что примерно в это же время на другом побережье США появилось другое не менее любопытное движение американского независимого кино, вошедшее в историю как "Восстание в Лос-Анджелесе".

5 заметных фильмов No Wave Cinema

Рим 78 (Rome '78), 1978, режиссер - Джеймс Нарес

Один из первых и одновременно самых редких полнометражных фильмов течения, в котором отметились многие ключевые фигуры тусовки, от Лидии Ланч до Джона Лури.

Чужеземец (The Foreigner), 1978, режиссер - Амос По

Дебби Харри из Blondie в одной из главных ролей
Дебби Харри из Blondie в одной из главных ролей

Безбюджетная кафкианская комедия о неком секретном агенте, приехавшем из Европы в Нью-Йорк вроде бы на задание, но оказывающимся втянутым в странные и необычные события.

Отпуск без конца (Permanent Vacation), 1980, режиссер - Джим Джармуш

-3

Один из двух фильмов Джармуша, имеющий непосредственное отношение к No Wave Cinema. Крис Паркер исполняет роль маргинального жителя Манхеттена, в котором угадываюnся черты типичного представителя "безволновой" тусовки, бесцельно бродящего по улицам неприлизанного Нью-Йорка, чтобы в финале свалить из этого города куда подальше.

Ритм большого города (New York Beat Movie), 1981, режиссер - Эдо Бертоглио

Снова Дебби Харри не удержалась от съемок в безбюджетном кино
Снова Дебби Харри не удержалась от съемок в безбюджетном кино

Примыкающий к No Wave фильм. Жан-Мишель Баскья был одним из самых ярких представителей уличного искусства Нью-Йорка начала 80-х. В этом фильме он играет почти самого себя, молодого художника, пускающегося в Одиссею по городу, чтобы продать свою картину, с целью успеть внести квартплату пока его не выселили. Получив необходимую сумму, художник пускается в загул.

Вы не я (You Are Not I), 1981, режиссер - Сара Драйвер

-5

Дебютный фильм Сары Драйвер представляет собой черно-белую трагикомедию о пациентке сумасшедшего дома, которая волей стечения бюрократических обстоятельств возвращается в дом к сестре, будучи в непригодном для социальных активностей состоянии сознании.

5 крупных режиссеров, начинавших карьеру в No Wave

Джим Джармуш - единственный принадлежащий к тусовке человек, который в представлениях не нуждается. Возможно, успешной карьере он обязан тем, что принадлежа припанкованной No Wave группе он одновременно получил академическое кинообразование (учился у самого Николаса Рэя), что позволило ему соединить в своих фильмах техническое мастерство и спонтанность фильмов течения. К No Wave принадлежат только 2 его первых фильма: "Отпуск без конца" и "Более странно, чем в раю".

Сара Драйвер - бывшая супруга Джима Джармуша, учившаяся снимать кино вместе с ним под руководством Рэя. Сняла всего три фильма: "Вы не я" (1981), "Лунатик" (1986) и "Когда свиньи полетят" (1993). В режиссерском смысле её фильмы представляют что-то среднее между работами Джармуша и Рауля Руиса.

Амос По - уроженец Израиля, перебравшийся в середине 70-х в Нью-Йорк, где стал одним из первых панк-режиссеров. В отличие от Джармуша и Драйвер, переход в более традиционное независимое кино у него не получился: за пределами андеграунда у него получалось типичное кино категории "Б".

Мануэль Де Ланда - американский философ мексиканского происхождения, который начиная с 90-х занимается академической философией, развивая идеи Делеза и Бодрийяра. По молодости успел "пошалить", сняв пару короткометражек с Лидией Ланч.

Вивьен Дик - независимый ирландский режиссер, которая в конце 70-х также заглянула на "огонёк" в Нижний Ист-Сайд, где поколлаборировала с вездесущей Лидией Ланч в нескольких короткометражках.