Едва приведя внутренние дела в порядок после гражданской войны,последовавшей за переворотом Мэйдзи,страна восходящего солнца столкнулась с внешнеполитическими проблемами.В 1871 году джонку японских рыбаков с архипелага Рюкю прибило течением к берегу Тайваня.Тайвань в то время управлялся Китаем. 54 японских рыбака были убиты аборигенами из села Мудань.12 японцев спасли китайцы и вернули на родину.В 1873 году потерпевшее кораблекрушение японское судно подверглось аналогичному нападению и четырех моряков забили насмерть. Цинские чиновники развели рукавами-мол,дети гор,что с них взять,они даже императору Поднебесной дань не платят...
Учитывая ,что сама Япония ,переживая серьезные реформы ,была во внутреннем кризисе,безнаказанность дикарей могла стать последней каплей. Несмотря на протесты Англии и США,японская карательная экспедиция из 3000 солдат Императорской армии "самовольно" высадилась на Тайване и вырезала мужское население наиболее виновной деревни.
Англичанам удалось урегулировать конфликт двух империй-по договору японские войска убирались с Тайваня,а Цинский Китай выплачивал компенсацию рыбакам и японскому правительству в 500 тысяч лян(около 18 700 кг серебра).
Но японцам стало очевидно,что нескольких собранных где-придется кораблей недостаточно для урегулирования неизбежных проблем с тем же Китаем.Уже в ходе инцидента обе стороны активно зондировали возможность пополнения своих флотов. Китайцы заинтересовались постройкой броненосцев в Англии,а японцы попытались выкупить бразильский броненосец Independencia ,строившийся в той же Британии.Эти сделки не получились,но последствия имели место быть.
Современный японский флот появился на свет именно в 1875 году.Японское правительство приняло программу увеличения флота,предусматривающую постройку защищенного железной броней современного броненосца и двух броненосных крейсеров .
Броненосец получил название “Фусо” (“Fuso”, “Foo-Soo”, “Фуу-Соо” ,“Fu-So”, “Фу-со”) в честь древнего названия страны, а крейсерами стали броненосные корветы “Хией” и “Конго” .
"Фусо" оказался неординарным кораблем. Его называли броненосным фрегатом, казематированным фрегатом, казематным броненосцем, броненосцем казематного типа, броненосцем второго класса, броненосцем береговой обороны. А еще ему пришлось пережить чуть ли не рекордное количество модернизаций,кардинально менявших его боевые возможности.
Морской министр Кавамура Сумиёси усиленно торговался с парламентом по размеру выделенной суммы,в итоге вместо запрашиваемых ¥ 3,9-4,2 млн. утвердили 2,3 млн. ¥ на все три корабля. Естественно в Японии их строить было негде,заказ разместили в Англии, у братьев Самуда (Samuda Brothers) на заводе “Теймз Айрон Уоркс Компани” (Thames Iron Works Company) в г. Поплар (Poplar).Проект взялся разработать бывший главный конструктор Королевского флота Эдвард Рид , а всего за 5% от стоимости строительства он согласился курировать и процесс постройки,шеф-монтаж.
Итоговые суммы по всем трем контрактам составили 433 850 фунтов или 2 313 563 иены и не включали вооружение,которое были заказано у Круппа с 50-процентным первоначальным взносом в размере 24 978 фунтов стерлингов.
В это время казематные броненосцы были уже техникой вчерашнего дня,но материальная стесненность заказчика сделала это непринципиальным.
"Фусо" представлял собой казематный броненосец с полной парусной оснасткой барка. Особенностью корабля стал двухъярусный каземат, причём верхний ярус как бы нависал над нижним, выступая на 0,25 м с каждого борта.
Официальной датой закладки корабля считается 24 сентября 1875 года,дата заключения контракта,но ,согласно остроумному замечанию историка Ганса Лангерера,ни одна верфь не станет закупать материал,не получив предоплату.14 апреля 1877 года жена японского консула Уэно Икуко ударом молотка по зубилу перерезала веревку и броненосец был спущен на воду. В числе наблюдающих за постройкой корабля был молодой офицер Того Хэйхатиро, которому будет суждено возглавить японский флот в годы войны с Россией(он потом служил на корабле лейтенантом). Завершено строительство было в январе 1878 г и в феврале он отправился к берегам Японии .
В Суэцком канале 27 апреля броненосец сел на мель и вынужден был ремонтироваться на местной верфи. В Иокогаму он прибыл 11 июня 1878 года. А ровно через месяц броненосец удостоился высокой чести стать флагманским кораблём императора Мэйдзи на первом масштабном военно-морском смотре в Токийском заливе. 10 июля в Йокогаме состоялась официальная церемония получения корабля, в котором приняли участие император Мэйдзи и многие высокопоставленные правительственные чиновники. Корабль был затем открыт для посещения дворянами и их семьями в течение трех дней после церемонии.
«Фусо» IJN Fusō 扶桑 (Классическое название Японии) — Samuda Brothers, Лондон. Строительство начато 24 сентября 1875. Спущен на воду 14 апреля 1877. Введён в эксплуатацию январь 1878. Выведен из состава флота 1 апреля 1908. пущен на слом в 1910
Водоизмещение 3 717 т стандартное. (после реконструкции 1894 г. 3800 т). Длина 67,06 /68,5 м. Ширина 14,63 м. Осадка 5,49 м.
Бронирование- полный пояс по ВЛ (2,52 м) 102-178/229/178-102
каземат: 203 мм (14,5 м) 203/178 мм (сверху вниз)
траверсы: 178 мм , переборки 178
Двигатели-8 котлов,2 паровые машины тройного расширения,3 932 л.с. Движитель-2 винта. Скорость хода 13 узлов максимальная, (к 1904 г. не более 10,5 уз.). ,10 узлов крейсерская. Дальность плавания 4 500 миль (10 уз) . 2184 (14 уз) Экипаж 250 человек. , затем 23/322, с 1906 г. 377 человек.
Вооружение-4 × 240-мм /30 ,2 × 170-мм /25(казнозарядные Круппа) ,6 × 76-мм,1 пулемёт Норденфельда (с 1894 г.: 4-240/30, 4-152/40, 11-47/40, 2 надв. ТА 457 мм; после ремонта в 1899 г.: 8-152/40, 7 мелких, 2 ТА 457 мм; с 1906 г.: 2-152/40, 4-120/40, 11-47, 2 ТА 457 мм).
По архитектуре Fusō представлял собой парусно-винтовой корабль с батареей в двухъярусном каземате.Железный корпус , с десятью водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков. Длина корпуса между перпендикулярами равнялась 67,06 м, длина по ватерлинии - 68,9 м, ширина с обшивкой - 14,6 м, осадка 5,4 м носом и 5,6 м кормой. На протяжении почти всего корпуса имелось двойное дно.Внутренняя обшивка отстояла от внешней на 76 см, а пространство между ними было разделено на многочисленные водонепроницаемые клетки и коффердамы. Таранный форштевень выступал от носового перпендикуляра на 2 м. Обводы корпуса были довольно полными . Для своего времени конструкция корпуса была достаточно современной и надёжной.Нормальное водоизмещение Fusō - 3718 т.
Силовая установка- пара двухцилиндровых паровых машин двойного расширения , изготовленных заводом J.Penn & Sons , восемь цилиндрических котлов, два винта. Дымоходы были выведены в одну телескопическую трубу, которая могла убираться при движении под парусами. Проектная мощность 3500 лошадиных сил обеспечивала скорость 13 узлов . Максимальная скорость на испытаниях - 13,6 узла. Запаса угля хватало на 4500 морских миль со скоростью 10 узлов или 2184 миль полным (13-узловым)ходом . Трехмачтовый железный барк имел площадь парусов 1581,4 м² (по другим данным,1860,5 м²). Мачты были железными, остальной рангоут - деревянный.
Корабль был модернизирован в военном морском арсенале Йокосука в 1891 году. Его мачты были сняты, заменены двумя мачтами с боевыми марсами . Он получил также четыре новых цилиндрических котла с принудительной тягой . Вместо снятых котлов были устроены угольные ямы на 36 длинных тонн (37 т).
У Fusō имелся пояс брони из кованого железа на тиковой подкладке по ватерлинии по всей длине. Толщина броневых плит была различной: нижний и верхний ряды имели наибольшую толщину 178 мм, средний, высотой 0,8 м, - 229 мм. В оконечностях толщина брони не превышала 102 мм. Высота броневого пояса в районе миделя составляла 2,52 м, из которых 1,3 м должны были возвышаться над водой. Толщина бортовой казематной брони также дифференцировалась: в нижней части она равнялась 203 мм (8")на тиковой подкладке 152 мм (6"), а в верхней части- 178 мм (7") , поперечные переборки 8 дюймов (203 мм,др. данные -178 мм). Вместе со 152-178 мм траверсами каземат представлял собой верхнюю цитадель длиной 14,5 м и шириной 15,1 м в форме восьмигранника.
Броневой палубы не устанавливалось вовсе, так как ожидалось, что артиллерийский бой будет вестись на ближних дистанциях либо с нулевым углом возвышения орудий, либо с малым углом их снижения, для чего поясная броня и опускалась ниже ватерлинии. Общий вес брони составлял 776 т, или 20,9% от нормального водоизмещения.
На броненосце имелся паровой (минный)катер,который мог развивать скорость до 6 узлов; его вооружение состояло из аппарата для стрельбы метательными минами.
Экипаж первоначально насчитывал 351 человека, в том числе 31 офицера. По штату для десантной партии на корабле хранилось 177 однозарядных винтовок Martin и 80 револьверов системы Smith & Wesson. Позже численность команды увеличилась. По отзывам современников, офицерские каюты, кубрики команды, помещения для сухой и мокрой провизии, парусов, канатов, шкиперского имущества, арсенала для минных принадлежностей, располагались удобно, оказались просторны и хорошо вентилировались.
В соответствии с техническим заданием артиллерийское вооружение броненосца было заказано в Германии.Артиллерия главного калибра состояла из четырёх 238-мм 15,5-тонных казнозарядных орудий Krupp с длиной ствола в 20 калибров. Они были установлены на станках системы Skott симметрично по углам броневой цитадели на главной палубе под углом 65 градусов к центральной линии корабля. Сектор обстрела каждого орудия не превышал 70°, поэтому практически на всех курсовых углах по противнику могло вести огонь лишь одно из них. Мертвая зона- 60-градусов в нос и корму. Стволы орудий теоретически должны были возвышаться над ватерлинией на 2,6 м, но при полной загрузке угольных ям эта цифра уменьшалась до 2,44 м. Скорострельность 238-мм орудий не превышала одного выстрела в две минуты; боезапас включал 60 стальных и 80 чугунных снарядов весом по 93,3 кг (на один ствол). Бронебойный снаряд 24-сантиметровой пушки весил 160 кг имел скорость на дульном срезе 475 м / с и ему приписывали бронепробиваемость 393 мм брони из кованого железа .
Средний калибр был представлен двумя 170-мм 5,5-тонными орудиями Krupp с длиной ствола 25 калибров. Они устанавливались на верхней палубе в бортовых спонсонах. Орудия вели огонь через порты в фальшборте (по три на ствол-вперед,назад,на борт) и имели сектор обстрела в 180°. Они возвышались над водой на 4,5 м. Их скорострельность составляла 0,7 выстр./мин; боезапас - по 140 чугунных снарядов весом по 35,7 кг на ствол. Снаряды весом 60 кг имели дульную скорость 460–487 м / с и могли пробивать броню 262–290 мм.
Изначально на корабле также было четыре длинных и два коротких 75-миллиметровых орудия (3,0 дюйма), последние предназначалось для использования на берегу или на шлюпках. Единственными данными, доступными для 75-миллиметровых орудий, являются их дульные скорости 473 м / с и 292 м / с для длинных и короткоствольных орудий соответственно. Вес бортового залпа составлял 383,8 кг.
В конце 1885 года на корабле установили два надводных 356-мм аппарата для стрельбы самоходными минами Schwartzkopff. Аппараты размещались побортно в жилой палубе, в яблочных шарнирах, с углами обстрела от траверза 52° в нос и 12° в корму. Fusō стал первым кораблем в Японском Императорском флоте, получившим на вооружение торпедные аппараты.
В июне 1883 года для защиты от миноносцев были добавлены семь четырехствольных 25,4-миллиметровых (1,0 дюйма) картечниц Nordenfelt . Пять были расположены на верхней палубе и по одному на боевых марсах. Три года спустя еще две четырехствольных картечницы Nordenfeldt с четырьмя стволами диаметром 11 дюймов были установлены на боевых марсах.
Модернизация 1891 - 1894 годов
В ноябре 1891 года Fusō встал в сухой док военно-морского завода в Йокосуке для прохождения капитального ремонта и модернизации.Работы на верфи продолжались около трёх лет - до 1894 года. На корабле заменили котлы, дымовую трубу сделали стационарной. Парусное вооружение, грот-мачту и бушприт демонтировали, две оставшиеся мачты оснастили боевыми марсами. Существенно обновилось вооружение: 170-мм орудия установили на новые лафеты, три из семи 25-мм картечниц заменили 47-мм пушками Hotchkiss (по др. данным на 2 2,5-фунтовых пушки Hotchkiss и одну 3-фунтовую пушку Hotchkiss) . Кроме того, на марсы перенесли 2 25-мм картечницы.
Модернизация 1896 - 1897 годов
В 1896 году на корабле смонтировали полуют; вместо старых 170-мм пушек Krupp установили два скорострельных 120-мм орудия Armstrong с длиной ствола 40 калибров. Ещё два таких же орудия разместили в оконечностях - на полубаке и полуюте. Число одноствольных 47-мм пушек Hotchkiss довели до 12; из малокалиберной артиллерии оставили лишь четыре 25-мм картечницы Nordenfelt на боевых марсах.
Модернизация 1898 - 1900 годов
В ходе модернизации 1898-1900 годов Fusō подвергся кардинальной перестройке: срезан полуют, изменена форма мостиков и надстроек, фок-мачта передвинута в корму. Ещё раз заменили котлы - теперь их стало четыре. Нормальное водоизмещение броненосца выросло до 3800 т. Существенно обновилось артиллерийское вооружение. На верхней палубе появилась вторая пара бортовых спонсонов - на них перенесли 120-мм пушки, прежде стоявшие на носу и в корме. Вместо последних на юте и полубаке установили два более мощных 152-мм скорострельных орудия Armstrong с длиной ствола в 40 калибров.Противоминная артиллерия теперь была представлена десятью 47-мм пушками Hotchkiss и четырьмя 25-мм картечницами Nordenfelt на марсах. Однако главный калибр - четыре 238-мм пушки Krupp - остался прежним ,информация ряда справочников о замене этих орудий на современные шестидюймовки ошибочна.Не изменился и состав минного вооружения - два бортовых торпедных аппарата, установленных в носовой части батарейной палубы в яблочных шарнирах. Ряд справочников утверждает, что в ходе этой модернизации сами аппараты были заменены новыми калибром 450-мм,что маловероятно.Численность экипажа возросла до 386 человек. Обновлённый Fusō вступил в строй в апреле 1900 года уже как броненосец 2-го класса. На испытаниях, состоявшихся 8 апреля, он развил мощность 2162 и.л.с. и на мерной линии показал ход в 11,6 узла.
Модернизация 1906 года
В 1906 году с него, наконец, сняли безнадёжно устаревшие 238-мм пушки, а вместо них дополнительно установили два 152-мм скорострельных орудия Armstrong и две 47-миллиметровки Hotchkiss( 3-фунтовых) . Численность экипажа при этом уменьшилась до 377 человек.
В течение полутора десятилетий Fusō являлся самым мощным кораблём японского флота. На нём неоднократно поднимал свой штандарт микадо В июле 1880 года император совершил на броненосце плавание в Киото, а в августе следующего года - на Хоккайдо. С 10 августа по 30 сентября 1881 года броненосец отправился с императором Мэйдзи на борту в тур по префектурам Аомори и Отару, Хоккайдо . В 1882-1888 годах,как новый и самый мощный корабль японского императорского флота ,"Фусо" совершил ряд официальных визитов в порты Кореи ,Китая и России , демонстрируя флаг в «зоне интересов» Страны восходящего солнца. Летом 1888 года Fusō возглавлял японскую эскадру, собравшуюся на рейде китайского порта Мифу. В следующем году он участвовал в манёврах в японских и китайских водах, а 18 декабря получил незначительные повреждения в результате столкновения с бронепалубным крейсером IJN Takachiho.
К началу японо-китайской войны,для которой его построили, единственный настоящий броненосец «Тэйкоку Кайгун»(Императорского флота) , прослужил уже более 18 лет, скорость больше 10 -11 узлов развивать был не способен, его броня из кованого железа против современных стальных снарядов была устаревшей, а на вооружении броненосец имел всего два современных орудия, не считая малокалиберных. Несмотря на многочисленные модернизации боевой потенциал “Фусо” японцы оценивали невысоко,но из-за нехватки кораблей в бой отправляли все что еще плавает.
Во время войны с Китаем “Фусо” в первый и последний раз применил свою артиллерию по реальному морскому противнику .В битве при Ялу он занимал предпоследнее место в японской линейной колонне из десяти кораблей впереди “Хией” и после “Хасидате”. Тихоходный, он постепенно все более отставал от своей колонны, рискуя попасть под сосредоточенный удар сильных броненосцев противника, но продолжал вопреки этому добросовестно повторять все маневры переднего мателота. В этом бою шедшие в арьергарде японские тихоходные корабли рано покинули свои места в строю, потому что они не смогли выдержать столкновения с неприятелем на близком расстоянии. “Фусо” повезло,да и броня имелась. “Фусо” единственный из старых кораблей сохранил место в строю и выполнил все маневры по приказу флагмана.
Во время битвы броненосец выпустил из двадцать девять 24 см, тридцать два 17 см, сто тридцать шесть 75 мм, сто шестьдесят четыре 2,5- и 3-фунтовых снарядов и более полутора тысяч пуль. Он получил 8 прямых попаданий(в основном 152 мм), броня пробита не была,из его экипажа два человека были убиты и 12 ранены (трое впоследствии скончались). После сражения броненосец остался в строю и продолжал сражаться в составе главной эскадры всю войну. Ялу-стала единственным сражением,в котором за 30 лет принял участие первый настоящий японский броненосец. После ремонта, Fusō входил в состав сил, действовавших у Вэйхайвэя, но реально в боях больше не участвовал.
29 ноября 1897 г., сильным ветром броненосец сорвало с якоря неподалеку от о. Сикоку и во время дрейфа его протаранил своим тараном крейсер “Мацусима”. Угроза затопления от поступающей через пробоину воды вынудила командира направить броненосец к берегу, на риф около Ниихамы. Броненосец сел на грунт - так, что во время прилива над водой возвышались лишь мачты, труба и верхняя часть форштевня. Каким-то чудом Fusō не был разбит волнами, и после долгих спасательных работ его удалось поднять на поверхность. В сентябре 1898 года его отбуксировали на верфь в Куре, где кораблю предстояло пройти восстановительный ремонт и обширную модернизацию 1898 - 1900 годов. В 1903 году корабль был переклассифицирован в броненосец береговой обороны.
К началу русско-японской войны Fusō считался уже окончательно устаревшим кораблём, хотя продолжал числиться в ранге броненосцев. Его главное артиллерийское вооружение к тому времени состояло из четырёх старых 238-мм пушек Krupp с длиной ствола 20 калибров, двух 152-мм/40 клб и четырёх 120-мм/40 клб пушек Armstrong, десяти 47-мм пушек Hotchkiss, четырёх 25-мм картечниц Nordenfelt и двух торпедных аппаратов. Столь разнообразное вооружение позволяло успешно использовать корабль в роли учебно-артиллерийского.
Fusō принимал лишь ограниченное участие в боевых действиях и использовался преимущественно как дозорный корабль. Тем не менее ему выпало быть флагманским кораблём седьмого боевого отряда третьей эскадры: на нём держал флаг контр-адмирал Хосоя Сукеудзи, а затем - контр-адмирал Ямада Хикохати. Во время осады Порт-Артура Fusō базировался на порт Дальний и осуществлял поддержку блокадных сил. В составе 7-го боевого отряда 3-й эскадры – броненосец “Фусо” вместе с канлодками нес дозорную службу у южных берегов Кореи. Одной из задач эскадры Катаоки была борьба с Владивостокским отрядом крейсеров .Но встреча с русскими крейсерами для плавучих музеев стала бы фатальной . Поэтому Того разрывался на два фронта-держа в напряжении Порт-Артур своими набегами и контролируя транспортные коммуникации с метрополией.
7 сентября 1904 года его 15-сантиметровые орудия были демонтированы для использования в осаде Порт-Артура . Они были заменены орудиями , доставленным с поврежденного крейсера Акаси в военный арсенал Майдзуру 28 декабря.
Во время битвы при Цусиме он находился в резерве к югу от острова Цусима на случай прорыва русских кораблей. Непосредственно участвовать в боях и вести огонь ему не довелось.
Вскоре после окончания войны, 11 декабря 1905 года, Fusō переклассифицировали в броненосец береговой обороны 2-го класса, а затем поставили на последнюю в его истории модернизацию. Официально Fusō был исключён из состава флота 1 апреля 1908 года, но в течение некоторого времени продолжал использоваться в качестве брандвахтенного судна. Лишь в 1910 году броненосец-ветеран был окончательно разоружён, продан на слом и разобран на металл в Иокогаме.
Он прослужил в составе Императорского флота 32 года, из них 30 лет в качестве боевого корабля. Для его современников - кораблей переломной эпохи - это исключительно редкий пример. Сравнить его можно например с ровесником-турецким "Мессудие". В истории японского флота Fusō и поныне занимает весьма почётное место.
В 1914 г. в японском флоте появился новый корабль, его преемник ,линкор “Фусо”, погибший в 1944 г.
Несмотря на свои скромные боевые характеристики, броненосец Fusō открыл новую страницу в истории Императорского флота. Он стал первым достаточно современным броненосным кораблём, спроектированным и построенным специально для японского флота, и первым, предназначенным для решения наступательных, а не оборонительных задач.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.