Американская военная промышленность зарабатывает миллиарды долларов на продаже техники и вооружений по всему миру. Истребитель F-15C после модернизации получил индекс EX и готовится к борьбе за рынок Индии. F-15 предстоит конкурировать с несколькими европейскими образцами, а также с российскими МиГ-35 и Су-35. Американское издание Military Watch оценило перспективы этих боевых машин в борьбе за контракт на поставки в индийские ВВС.
Индийский тендер по приобретению военной техники MMRCA сначала предусматривал поставки самолетов легкого и среднего класса, но среди возможных вариантов появились Су-35 и F-15EX, которые выделяются как единственные два высококлассных тяжелых самолета в конкурсе. Оба самолета представляют собой обширную модернизацию конструкций времен холодной войны – советского Су-27 и американского F-15C, которые были главными истребителями воздушного превосходства обеих стран. В связи с конкуренцией, приведшей к тому, что оба самолета соперничают между собой, проходят работы по их модернизации, изменяются их основные характеристики, влияющие и на их экспортный потенциал.
Как F-15EX, так и Су-35 являются двухмоторными самолетами, способными работать на больших высотах, и оба имеют большую дальность, необходимую для проникновения в воздушное пространство противника и доставки широкого спектра боеприпасов. Они созданы для работы как по воздушным, так и по наземным целям. Отмечается, что F-15 имеет более высокую скорость, способную достигать 2,5 Маха, а Су-35 ограничен скоростями около 2,25 Маха. Оба самолета оснащены радарами, которые являются одинаково высокотехнологичными – Ирбис-Е и AN/APG-82, хотя радар Су-35 считается более мощным. «Ирбис-Э» способен обнаруживать большинство целей на дальностях свыше 400 километров, одновременно отслеживать до 30 воздушных целей.
Истребители-невидимки с малыми радиолокационными сечениями, как сообщает Military Watch, могут быть обнаружены Су-35 на расстоянии более 80 км. Это действительно имеет преимущество за счет более точного обнаружения объектов за пределами визуального контакта. Еще одной сильной стороной российского самолета считается его радиолокационное поперечное сечение, уменьшающее профиль, который на треть меньше, чем у F-15. В то время как Су-35 намного скрытнее, чем оригинальный Су-27, F-15ЕХ почти не изменил этот свой показатель с предыдущей модификации. Планы аналогичного уменьшения радиолокационного сечения F-15 в рамках программы F-15SE были отменены и не были воплощены в конструкции F-15EX.
Другие преимущества, которыми обладает Су-35, включают его возможность оснащения гиперзвуковыми ракетами класса «воздух-воздух» Р-37М, которые имеют дальность действия 400 километров, высокую маневренность, а также скорость 6 Махов и очень мощную электронную начинку. Американские F-15 сегодня полагаются на стареющие AIM-120C с дальностью 105 км, хотя F-15EX может быть продан в Индию с AIM-120D с дальностью 180 км. Эти ракеты все равно имеют дальность в два раза меньше, чем у Р-37, а еще американская ракета значительно медленнее – ее скорость составляет около 4,5 Маха. Су-35 в ближайшее время также получит К-77, что будет использовать революционную систему наведения и сделает ее чрезвычайно опасной для любой системы обороны. Ракета будет иметь дальность действия около 200 км.
Американские эксперты отмечают, что F-15EX может нести до 22-х ракет класса «воздух-воздух», а Су-35 — только 14. Однако тяга двигателя F-15 значительно ниже, чем у Су-35, что в сочетании с такой тяжелой боевой нагрузкой серьезно снижает маневренность на всех дальностях и способность истребителя уклоняться от ракетных ударов.
В ближнем бою преимущества Су-35 еще более значительны. F-15EX – это гораздо более громоздкий самолет с худшим соотношением тяги и веса, что позволяет Су-35 комфортно обгонять его даже без учета преимуществ двигателей с изменяемым вектором тяги. Возможности изменения вектора тяги сделают преимущество Су-35 подавляющим.
Преимущества российского самолета на этом не заканчиваются. Индия уже владеет различными самолетами российского производства, в том числе Су-30МКИ, которые схожи с Су-35. Привлекательность нашего самолета повышается за счет предложения открыть производство на территории страны-покупателя.
Сотрудничество России и Индии в военной сфере также включает в себя и совместное производство. Российско-индийская компания BrahMos Aerospace рассматривает возможность разработки гиперзвуковой ракеты для поражения самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Новая ракета может получить дополнительное преимущество от модернизации, которая в настоящее время рассматривается для индийских Су-30МКИ.