Вот что значит удачно заночевать у костра!
Русские былины, как и остальной русский фольклор в поле зрения исследователей попали довольно поздно. Только в XIX веке начались систематические попытки собрать различные сказки, старины, песни и прочие элементы устного народного творчества.
Скажем огромное спасибо тем энтузиастам, которые сообразили, что в селах и деревнях таятся огромные пласты нашей культуры, которые нужно собирать и записывать. Сейчас в глубинку регулярно выезжают целые бригады фольклористов. А полтора века назад этим благородным делом занимались единицы.
Для того чтобы показать, как это все происходило, расскажем историю обнаружения былины про новгородского купца Садко. Саму былину пересказывать не будем, вы наверняка ее помните.
Итак, отматываем время назад и попадаем в 1859 год. В Петрозаводск, бывший тогда столицей Олонецкой губернии, отправлен в ссылку выпускник философского факультета Московского университета (он закончил его лишь за год до того) Павел Рыбников. Сослан за участие в так называемом кружке "вертепников" - социалистов-разночинцев.
В ссылке Рыбников увлекся изучением местного фольклора, стал собирать былины и совершил экспедицию по селам вплоть до границ Архангельской губернии. Он собрал 165 текстов, которые относились к 50 разным былинам. Среди них и та, что известна нам сегодня как былина про Садко.
Дело было так. Рыбников добрался до Сямозера и там, в деревне Чуйнаволок, заночевал на пристани у костра. Ночью он услышал, как рядом кто-то поет - весело и живо. Он открыл глаза, и увидел старика, греющегося у того же костра.
Так наш фольклорист впервые услышал былину про Садко. Сказителя звали Леонтий Богданов. Рыбников там же, у костра, стал срочно записывать услышанное.
Уже позже, во время своих дальнейших странствий он познакомился и с другим вариантом этой былины, более полным, который поведал ему сказитель Андрей Сорокин.
_________________________________
Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей! А еще приглашаем в нашу группу ВКонтакте