Необычное решение о строительстве подводных лодок в континентальном Горьком, вдали от морских театров, оказалось полностью оправданным. Большинство советских субмарин, вошедших в строй во время войны, были произведены на Красном Сормово, когда другие крупные верфи оказались либо в зонах немецкой оккупации, либо слишком близко к линии фронта.
По системе внутренних водоемов и каналов (ВолгоБалт, Беломорканал), с помощью транспортных доков Крылова, лодки беспрепятственно доставляли в Кронштадт и Северодвинск, где они проходили дооснастку и ходовые испытания. Эту практику было решено продолжить и в дальнейшем. В новом десятилетнем плане советского военного судостроения, завод фигурировал, как одно из основных предприятий. Начиная с 1950 года здесь были построены больше половины лодок рекордной 613 серии, сделанной на базе немецких субмарин "тип 21". В копирование этого передового детища нацистского судостроения горьковчане были не одиноки. Похожие лодки строили американцы, французы, шведы, и даже, гордые британцы.
В первые послевоенные годы, гигантский завод "Красное Сормово" стал одним из самых передовых и технологически развитых, не только в рамках СССР. К примеру, именно здесь закладывали первые уникальные суда на подводных крыльях, совместно с бюро Ростислава Алексеева.
Когда, в начале 60тых, встал вопрос о создании недорогой небольшой подлодки, с ядерной силовой установкой, выбор был практически предопределен. Конструкторское бюро, выросшее в недрах завода, СКБ-112, теперь известное, как ЦКБ "Лазурит" подготовило проект. А "Красное Сормово", в августе 1966, спустило на воду лодку К-43. Первый сормовский атомоход. Это была компактная субмарина, с крылатыми ракетами, предназначенная для работы по крупным ордерам, вроде авианосных. Знаменитая серия 670 "Скат", прообраз современных многоцелевых подлодок.
Такой тип лодок подходил заводу и по габаритам, и по технологическим возможностям. Совместно с СКБ -112, он произвёл одиннадцать "Скатов" и активно занимался поиском новых путей развития субмарин. В 60-80гг. помимо космических, ядерных и ракетных "гонок", шла ещё гонка подводная. И "Красное Сормово" приняло в ней участие, сотворив в своих недрах нечто недостижимое.
- В 1972 году американцы запустили в серию тип атомоходов "Лос-Анжелес" "Охотников-убийц" за нашими стратегическими АПЛ.
В качестве адекватного ответа, Горький (СКБ-112, завод "Красное Сормово") выдал серию 945 "Барракуда" и её развитие 945А "Кондор". Лодку, многие параметры которой и по сей день недостижимы. Благодаря титановому сплаву, в прочном корпусе, она ныряла в полтора раза глубже своего американского конкурента и превосходила в его скорости. Лодка несла солидный боезапас, самых разных систем вооружения: от телеуправляемых и ракето-торпед, до ракет, разного назначения. Кроме того, она должна была стать самой тихой из отечественных субмарин и с самым маленьким магнитным полем. Управление оружием, системы навигации и позиционирования, условия жизни и меры по спасению экипажа, все предполагалось лучшим среди однотипных.
Всё это и было реализовано в первенце серии, К-239 "Карп". Затем были "Краб" и лодки проекта "Кондор", в уже улучшенном варианте. Всего построили 4 таких подлодки. Все они, и по сей день, находятся в строю, проходят модернизацию, и, по ряду параметров, остаются недостижимыми в своем классе.
Есть у них лишь один существенный недостаток - цена. Отсюда и неофициальное прозвание - "золотая рыбка". В эпоху рыночной экономики, деньги оказываются фактором решающим. Впрочем, и технологии не стоят на месте, и в СССР деньги тоже считать приходилось. Более дешевым вариантом "серии 945", стала аналогичная по конструкции "Щука-Б", из маломагнитной стали. Основной тип наших "охотников-убийц" конца 20 века, который, в модернизированном виде, продолжает служить и сейчас.
Боевого применения "Барракуды" и "Кондора", по основному назначению, к счастью, удалось избежать. Но вот рандеву, с их самым вероятным противником, лодками типа "Лос-Анжелес", все же состоялось. В феврале 1992 года К-276 "Краб" (сейчас "Кострома") под командой кавторанга Локтя,в районе полуострова Рыбачий, повстречался со своим собратом по хищному промыслу, лодкой "Батон Руж".
Этот "Лос-Анжелес" откровенно и предельно нагло следил за кораблями Северного Флота, в наших же территориальных водах и, увлекшись, столкнулся с отечественной "Барракудой". Проще говоря, всплывая, Краб боднул брюхо американца своей сверхпрочной рубкой, отчего у того случился пожар и вскоре после этого, субмарину отправили на списание. Наша лодка обошлась лишь примятым ограждением рубки. Говорят, что столкновение было вызвано недостатками акустической системы К-276, но до сих пор на её рубке красуется звездочка на уничтоженный неприятельский корабль. Ибо нечего шастать, где не просят!
Ставьте палец вверх и подписывайтесь, если вам было интересно. Спасибо.