Пока на нашем канале вы читали только обзоры и рецензии на фильмы и сериалы. Теперь мы открываем новую рубрику #Дзенbook , которая будет содержать в себе отзывы, обзоры и новости из книжного мира. Тем, кто не любит книги, можно пропускать статьи такого рода. Но всем «книжным» людям — добро пожаловать! Я буду писать от первого лица, потому что так легче рассказывать, будто сидишь перед аудиторией и выражаешь свое мнение, которое, возможно, кому-то поможет найти заветную, любимую книгу. В 13 лет я нашел Гарри Поттера, и хочу, чтобы хоть один такой же человек любого возраста смог бы найти единственный и неповторимый томик страниц, где будет жить его любимый мир.
Итак, недавно я прочитал исторический роман «Крестоносцы» Генрика Сенкевича. Польский писатель, знаменитый, лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года. Кто хочет подробнее, может прочитать в Википедии. Стоит сказать, что он был почетным академиком Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Популярен стал благодаря исторической трилогии о Речи Посполитой. И все же познакомиться с автором я решил через «Крестоносцев».
Фоном для книги послужил период конфликтов между Польшей и Тевтонским орденом. История начинается с того, что нам представляют двух героев: старого рыцаря Мацька и его племянника. Итак, без спойлеров, нарисую канву сюжета с точки зрения развития персонажей, их последовательного выступления на книжной сцене:
Мацько — Збышко — Дануся — Ягенка — Юранд
Пять главных персонажей. Возможно, кто читал, поспорили бы со мной, ибо некоторые второстепенные герои могли бы быть и главными, но я не увидел, что писатель как-то уделил внимание их развитию. В этом есть и минус, то что вторые роли слабые, блеклые. Крестоносец Лихтенштейн, княжна Анна, король Ягайло и королева Ядвига, Ануля, Глава и пр. — все они мне воображались не такими яркими, как главные персонажи, настолько тусклыми были их образы, что каждый раз я пытался припомнить, как выглядит тот или иной герой.
История достаточно длинная, интересная. Обычаи, традиции, ритуалы и сплетение язычества с христианством — это, безусловно, экстаз для любителей по-изучать пласты культуры. Средние века привлекают многих, но не каждый сможет найти ту литературу, которую действительно будет интересно читать. «Крестоносцы» — это не только история, но и достаточно подвижный сюжет. Периодами кажется, что рассказ идет по дням, но случаются прыжки на несколько месяцев. И писатель умело нагнетает обстановку, предвещая войну. Я так ждал первой битвы, хотел узнать, как все это произойдет. Поверьте, ваши ожидания оправдаются, автор в плане баталий и сражений настоящий мастер. Но также Сенкевич не особо распылялся в описаниях: скупо нарисована природа и архитектура. Хорошо, что писатель использовал свою сильную сторону, больше фокусируясь на вооружении, нарядах, обстановке внутри дома и самих людях.
Рыдания и стоны тысяч людей раздались у стен замка и слились с погребальным перезвоном колоколов. В толпе одни бросались на землю, другие раздирали на себе одежды или царапали лица, иные в немом оцепенении смотрели на стены, иные же глухо стонали или, простирая руки к костелу и покоям королевы, молили Бога о чуде, о милосердии. [Крестоносцы, стр. 99]
Збышко — молодой герой, вспыльчивый, всех подряд вызывает на бой. Не ценит свою жизнь, но предан дяде и Данусе. Невероятно наблюдать за тем, как его молодое, алое сердце становится жестким и кровавым по ходу развития сюжета: все события закаляют его как сталь. И старый Мацько видит это, он сам пережил столько тягот и стал тверже алмаза. Если в противовес честности и порядочности Збышка поставлена заносчивость и гнев, то недостаток Мацька — это скупость. Все мысли старика обычно сводятся к наживе, к наследству, к деньгам. Поэтому он так старается удержать молодую девушку, Ягенку, живущую по-соседству.
Збышко шел в своем добытом в бою белом полукафтане, расшитом золотыми грифами с золотой оторочкой понизу, и в этом великолепном наряде казался принцем или юношей из знатного дома. По росту, по плечам, обтянутым полукафтаном, по сильным ляжкам и широкой груди его можно было принять за зрелого мужа, но голова у него была детская и лицо юное, прекрасное, с первым пушком на верхней губе, лицо королевского пажа, с золотыми кудрями до плеч, ровно подрезанными над бровями. Он шел ровным, упругим шагом, но лицо его было бледно... [Крестоносцы, стр. 113]
Густые русые волосы вновь отрасли и ниспадали на плечи. Возвращалась и неописанная его красота. Сущий королевич, плечи, грудь, ноги и руки как у великана, а лицом красна девица. Он весь кипел силой и жизнью; от целомудрия и долгого отдыха огонь разливался у него по жилам. [Крестоносцы, стр. 665]
Приводится множество исторических фактов, описываются события так, что без Google или справочника вам не обойтись. Во всяком случае такая книга может запросто мотивировать на изучение истории: будете знать, что подарить подростку или молодому человеку. Конечно, было то, что меня раздражало: постоянное перечисление знатных рыцарей. Причем автор делает это так часто, что концу всех запоминаешь, но вопрос: Зачем? Помимо рыцарей еще куча имен. Десятки! Всех запомнить вполне реально, но как писал выше, внешний облик забывается очень быстро, и в конце с именами возникаю абсолютно другие образы, будто новую книгу начал читать...
Есть и любимый момент в книге, который понравился просто так:
Перед ними, продираясь сквозь лесную чащобу, где трудно было держать равнение, подвигалась нестройная толпа воинов. Пешие в этой толпе перемешались со всадниками и, чтобы не отстать от них, держались за седла, за конские хвосты и гривы. На плечи у воинов были наброшены волчьи, рысьи и медвежьи шкуры, на головах торчали то кабаньи клыки, то оленьи рога, то косматые уши, и если бы не лес копий и не осмоленные луки да полные стрел колчаны за спинами — сзади, особенно в тумане, могло показаться, что это целые косяки диких зверей двинулись из лесных дебрей и уходят, гонимые жаждой крови или голодом. Было в этом нечто страшное и в то же время такое необычное, словно взору открылось вдруг поразительное зрелище, когда, по поверью, срываются и уходят из лесу куда глаза глядят не только дикие звери, но даже кусты и камни.
[Крестоносцы, стр. 509]
Дануся и Ягенка — два главных женских персонажа. Два разных характера, две души, полюбившие одного человека. Их судьбы практически не переплетаются, но как же удивительно наблюдать за их переживаниями, эмоциями. И пока читаешь роман, понимаешь, кому писатель был более благосклонен. Несмотря на всю эпичность и масштабность исторического эпоса, в книге местами встречаешь и мистику, и сказочность в отдельных локациях, будто автор наполнил зельями и магией чарки и расставил по углам сюжета. А кое-где встречается идеалистичность поляков, будто они лучше всей Европы, какой-то рьяный национализм. Может книга была написана для поддержания определенной идеологии, в подробности я не вдавался, лишь прочитал роман в 700 страниц как рядовой читатель, и если бы не блог A&V, никогда бы не написал то, что было выше.
История заканчивается Грюнвальдской битвы. Если бы не она, возможно, первая моя рецензия была не столь светлой, ибо в книге есть хорошее, и плохое. Получилось так, будто ты качаешься на качельках, залетая то в тень, то под летнее солнце. Война, развернувшаяся на последних страницах, спасла всю книгу. Не могу ничего сказать про решающую битву — это надо прочитать. Все, кто достоин смерти, погибли, и мое злорадство было удовлетворено в полной мере.
Оценка: 8/10
В рубрике #дзенbook есть и другие отзывы на крутые книжки: