Найти в Дзене

Почему важно собирать песенный фольклор вживую

Саратовская консерватория побеседовала с Народной артисткой России, профессором кафедры народного пения и этномузыкологии Еленой Андреевной Сапоговой на тему, возможно, самую важную в фольклоре - о сборе нового материала и передаче народных песен по наследству. Елена Андреевна рассказывает о том, насколько это важно и о влиянии, которое оказывается таким образом на становление исполнителя.

Лев Львович Христиансен, Заслуженный деятель искусств России, профессор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, выдающийся учёный, фольклорист, основатель Уральского русского народного хора. История кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской консерватории началась с него: в 1967 году он открыл в Саратовской консерватории специальность руководителей народного хора (впоследствии - дирижирование народным хором). Елена Андреевна Сапогова, она в числе первых выпускников Льва Львовича
Лев Львович Христиансен, Заслуженный деятель искусств России, профессор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, выдающийся учёный, фольклорист, основатель Уральского русского народного хора. История кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской консерватории началась с него: в 1967 году он открыл в Саратовской консерватории специальность руководителей народного хора (впоследствии - дирижирование народным хором). Елена Андреевна Сапогова, она в числе первых выпускников Льва Львовича

- Мой учитель Лев Львович Христиансен говорил, что выразительному пению надо учиться у подлинных исполнителей. Когда я обучалась, то на концерты часто их привозили. Боже мой, они были такие чудесные! Сейчас этого, к великому сожалению, нет.

Елена Андреева Сапогова и Мария Крылова, студентка IV курса кафедры народного пения и этномузыкологии СГК им. Л. В. Собинова, лауреат II Международного фольклорного фестиваля-конкурса "Предания старины" (г. Саранск 2017), IX Всероссийского конкурса исполнителей народной песни им. Л.А. Руслановой (г. Саратов 2018), IX Всероссийского фестиваля-конкурса народного-певческого искусства "Вечные истоки"(г. Москва 2019), IV Всероссийского смотра-конкурса духовных стихов и песнопений "Живая старина. Китеж-град"(г. Тольятти 2019)
Елена Андреева Сапогова и Мария Крылова, студентка IV курса кафедры народного пения и этномузыкологии СГК им. Л. В. Собинова, лауреат II Международного фольклорного фестиваля-конкурса "Предания старины" (г. Саранск 2017), IX Всероссийского конкурса исполнителей народной песни им. Л.А. Руслановой (г. Саратов 2018), IX Всероссийского фестиваля-конкурса народного-певческого искусства "Вечные истоки"(г. Москва 2019), IV Всероссийского смотра-конкурса духовных стихов и песнопений "Живая старина. Китеж-град"(г. Тольятти 2019)

Но на выступлениях в зале они же пели чёткую программу. Ну, с небольшими вариациями, может быть. А вот как материал накапливался у Вас? Какова степень влияния экспедиций в сёла и города на формирование Вашего репертуара?

- У нас в селе жила такая тётя Нюра Авдеева. Она знала так много частушек! На все случаи жизни. Потом я ездила на записи уже как студентка. Представьте себе, сколько лет прошло! Уже и нет никого, у кого я записывала.

-3

Сколько Вы ездили в экспедиции?

- Немного. Начала на 3 курсе. Мы 5 лет тогда учились. Вот 3, 4, 5 курсы. А уж когда поехала работать в Свердловскую филармонию, там уже вообще экспедиций не было. Но тогда мы ведь ездили, в основном, по сельской местности и давали много концертов. И вот я иногда встречалась там с подлинными исполнителями. Допустим, бабушки придут на концерт, посмотрю там, кого-то спрашиваю.

-4

Как Вас принимали, встречали? Как шли на контакт? Потому что я знаю, с этим есть проблемы у людей, которые сегодня ездят в фольклорные экспедиции (особенно это касается классических университетов). Не так много осталось старых хранителей традиций.

- Аслан, нам Лев Львович всегда говорил, что к людям надо найти подход. Я когда в студенчестве ездила, была одна такая исполнительница, которая говорила: "Вот я, вообще-то, стесняюсь, много народу. А ты приди ко мне после того, как коров пригонят. Я там управлюсь и тебе напою". Я приходила, она закрывала дом, чтобы нам никто не мешал. И начинала петь. Или, например, в Балаково. Там я встретила Фёдора Григорьевича Каёкина. У него записала варианты песен "На стровах охотник" и "Ехал с ярмарки ухарь купец." В Балаково я училась в вечерней школе и год работала до поступления в консерваторию, в детском садике. А сторожем была Анастасия Фёдоровна Мещерякова. И она мне так много напела песен свадебных! У нас было взаимопонимание. Важно самому что-то знать и уметь при диалоге. Я начинаю петь колыбельную, а дальше они вспоминают. Вот Лев Львович был удивительный человек. Он располагал к себе сразу. В его собрании есть песня "Дубровушка" - великая. Вы слышали её в исполнении Народного хора нашей консерватории?

-5

Нет.

- У нас она вообще как гимн звучит. Иногда говорят: "Ну это хоровая песня". А Лев Львович записал её в Свердловской области у Ивана Артемьевича Карыпова. Потом они её в Уральском хоре распели. Были концерты, когда я не только пела, но и рассказывала о подлинных исполнителях. Не все же знают, кто такая Марья Дмитриевна Кривополенова, например. Северная сказительница. Необыкновенно интересная. И однажды, это я ещё жила в Свердловске, воспитательница детского садика, куда я водила своих детей, как-то побывала у меня на концерте и говорит: "Елена, у меня есть пластинка, где Марья Дмитриевна сказывает былины". Я говорю: "Батюшки! Принесите, конечно! Такая редкость". И я не знаю, как так получилось... Она приходит и сообщает: "Собираюсь нести Вам эту пластинку и положила её на стул. Забыла, что она там и села на неё. Пластинка сломалась"... Но совсем недавно мне уже Андрей Николаевич Бутенко (Доцент кафедры дирижирования СГК имени Л. В. Собинова, кандидат искусствоведения - прим. автора ) говорит: "Я Вам найду, в Интернете". Он нашёл! Даже Шергина Бориса Викторовича отыскал.

-6

В шутку, мне кажется, скоро на смену классическим придут фольклорные Интернет-экспедиции, когда поиск и набор нового материала будет идти только по Сети. Некоторые из деревенских бабушек уже записывают себя на веб-камеры!

- Ценнее всего, когда ты слышишь песню вживую. В голосе исполнителя много, что он хочет сказать. До сих пор у меня в голове звучит голос тёти Мани Курицыной. Я СЛЫШУ эти интонации. Этому надо учиться - и слышать. У меня мамы нет уже с 1990 года. Но я слышу её тембр, голос.

То есть, некоторые песни, которые в Вашем репертуаре, это от неё?

- Конечно. Её любимой была "Уж ты сад, ты мой сад". Она не столько пела, сколько говорила. И эта интонация - она во мне. Никуда не денется. Я всё равно переношу это на песни. Или, допустим, песни Аграфены Ивановны Глинкиной.

-7

Да. Вот Вы сегодня пели как раз её песню во время фотографирования.

- Я по-другому её пою. Я в общем-то и студентам говорю, что надо слушать, но всё равно будешь петь по-своему. То есть, ту жизнь, которую прожили исполнители, они передают. У нас другая жизнь и другое время. Я вот услышала у Глинкиной: "Ходи к матушке в гости, пока матушка жива". Или "Расти дочка детей, как я взрастила". Я уже по-другому к этому отношусь, чем, допустим, моя мама, как она воспитывала нас. Каждый пропускает через себя. Вот в народной песне говорят: "О чём не поплачешь, о том не споёшь". Сострадать. Как-то мы говорили с одним нашим педагогом и она сказала, что современным студентам и детям не хватает сострадания. Ведь не зря же выражение художник должен страдать.

Достоевский нам сейчас помахал рукой оттуда.

- Если всё только хорошо, как можно почувствовать?! И поэтому вот сострадание очень важно для народной песни. Сопереживание.

-8

Я так понял, влияние вот тех песен, которые Вы слышали от исполнителей, это не просто Вы услышали и повторили, здесь речь идёт о духовном.

- Конечно! Всё надо пропустить через себя. Каждая песня - это часть жизни. И нам, современным исполнителям, надо учиться пропускать это через свою душу. Поэтому, живые экспедиции мало что может заменить. Правда, и читать надо много. И тоже через душу. Это же чувствуется, если исполнителя не трогает, о чём он переживает. Это не тронет и слушателей.

-9

Сразу же возникает проблема понимания слова.

- Точнее, его значения. Совсем недавно у меня студентка одна читает строки Блока: "Опять, как в годы вековые три стёртых треплются шлеи". Далее: "И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи". Что такое спицы и шлеи? Или что такое острожная тоска? Или овин? Для меня, жительницы сельской местности это в порядке вещей. Я знаю, что такое овин, а для современных людей может быть проблемой... Здесь Интернет под рукой хороший помощник. А вот как слово сказать. Господи! Опять же, если ты не слышал этого, то надо учиться.

-10

- У меня же есть совершенно потрясающая программа: музыкально-литературная композиция "Пинежский Пушкин". Когда-то в Екатеринбурге она была записана на камеру Надеждой Ромашовой. Я её исполняла и в Саратове на Малой сцене ТЮЗа, городской и областной библиотеках.

-11

- Нельзя просто вот любить народную песню, если ты её не знаешь. Когда меня Лев Львович Христиансен взял в консерваторию без музыкального образования, ему говорили: "Да что ж Вы берёте такую студентку!" А он в ответ: "Не надо Лену учить любить народную песню. Она её любит". Когда я пришла поступать в консерваторию, он попросил спеть те песни, которые я пела или слышала в детстве. Я пела, потому что жила в этой атмосфере. Мне не просто говорили, что надо любить народную песню. Я видела как мои родители, родственники относились к ней, как они её пели. Я это впитала с малых лет. Свой репертуар я копила по крупицам, а основу получила в детстве.

-12

Вы исполняете былины. Это тоже из детства?

- Сказать что я в детстве знала былины... Не-ет. У нас же не было традиций их сказывания. Это случилось на 2 курсе консерватории, когда по предмету народное творчество Лев Львович дал каждому из нас былину. Я сделала и вот как-то так у меня пошло-пошло.

Какая былина была самой любимой у Льва Львовича?

- Про Василия Буслаева. Кстати, я её тоже записывала на фирме "Мелодия", но её почему-то не включили. Большая. Хотя... 20 минут для былины это немного.

-13

Я видел и слушал записи, где былины занимали целую сторону.

- Руководитель Ансамбля русской песни Дмитрий Викторович Покровский говорил, что в 80-е годы встречали былины, которые шли по 4 часа. Ну, в наше время, представьте если я выучу на четыре часа, ну кто... Если только создать атмосферу, может быть и можно. Хотя я говорю, для меня былины это современное. Про Миколушку Селяниновича моя любимая: богатырь-пахарь! Мне было ужасно обидно... Вот совсем недавно смотрела передачу и там говорили об отношении в Германии и Англии к сельскому хозяйству и к людям, которые работают на земле и выращивают хлеб. У них к ним святое отношение. Если проезжает комбайн, то люди останавливаются и кланяются. И что же творилось у нас в то время?!

-14

- Оканчивала консерваторию я с мыслью, что надо пробовать работать в разных жанрах. Выносила их на сцену слушателям. В народе говорят: песня - это жизнь, а в жизни есть место всему. Допустим, баллады. Некоторые фольклористы считают, что это "холщовый мешок", не очень значительная песня. Но народ тоже их пел. Конечно, они не такие, как лирические, протяжные песни или, допустим, былина. Но они тоже имеют место быть. Я своим студентам говорю, что на все случаи жизни у нас должен быть репертуар. Надо колыбельные - пожалуйста, свадебные - есть. Надо плачи - есть у меня и плачи.

-15

Ваши нынешние ученики ездят в экспедиции?

- Моя выпускница Лиза Щербакова, которая работает сейчас в Астрахани, собирала. Песни она записывала на Урале. И некоторые она включала в свою госпрограмму.

-16

Я знаю, что Ваша нынешняя студентка Мария Крылова исполняет несколько мордовских и русских песен из репертуара своей бабушки. Она рассказала мне, что её родители записывали их на аудио и, скажем так, передали Марии по наследству. И ещё, её родители в 1990-е годы ездили в экспедиции по Белебеевскому району Башкирии, записывали там русские песни, были в русских и мордовских сёлах. И вот некоторые песни с тех поездок она тоже поёт. А в рамках 24-часового Музыкального марафона к 107-летию нашей консерватории она исполнила песню "Умарина".

-17

- С "Умариной" вообще другая история. У меня в классе студенты разных национальностей. Я говорю им: "Ну свои-то национальные должны петь". Когда я узнала, что Мария мордовка, то предложила: "Маша, есть же такая песня". Она взяла. Но это не из её записей. И мне кажется, "Умарина" не такая уж древняя. Относится к нашим дням. Кстати, село Бряндино, в котором я жила, это заволжье. На восток от него татарские деревни, на запад - мордовские: Суходол, Орёл, Борисовка. Я туда тоже ездила. Мордва так поёт русские песни! Даже у нас в селе так не пели. У них совершенно изумительные голоса.

Фото: Анастасия Белова, личный архив Елены Андреевны Сапоговой. Беседовал Аслан Антонов

Фольклор
7714 интересуются