Эта русскоязычная повесть Кобзаря не была полностью напечатана при его жизни, и особо не афишируется по сей день. Между тем, произведение «Прогулка с удовольствием и не без морали», вследствие мемуарности, демонстрирует его автора с не вполне канонической стороны.
Но где же тот двухсотлетний старик с суровым взором, в кожухе и папахе, чьи стихи, как правило, декламируют с таким с пугающим замогильным выражением? И где тот курчавый молодой человек, напоминающий микрошрифтом владельцам сотенных гривнокупюр о любви к Украине в последнюю минуту?
Читателю является интеллигентной наружности мужчина средних лет в плаще, эпизодически - во фраке, по собственной характеристике, «порядочный человек и с препорядочной лысиной», а по характеристике его родственников и знакомых - «порядочный оригинал», «решительный монах», а то и просто «чудак». Мужчина с художественными принадлежностями, иногда с бокалом хорошего английского портера и сигарой, проявляющий интерес к проезжим красавицам, несмотря на то, что сам признает себя человеком «совершенно не эротической комплекции». Мужчина, цитирующий разноязычных прозаиков, поэтов и философов, поминающий древних греков и муз их, римских политических деятелей и европейских художников.
На дворах – просвещенный девятнадцатый век и апрельские погоды. На исходе Страстной недели Тарас Григорьевич, скрывающийся за личностью выдуманного им художника Дармограя, путешествует из Киева в Будища через Виту, Васильков, Белую Церковь, Таращу, Баранполь, Лысянку с целью навестить кузину. В своем празднотворческом вояже с удовольствием и не без оного, художник Дармограй эрудированно, иронично и местами достаточно ядовито рассуждает об искусстве и образовании, о пороках и добродетелях, о пошлости и невежестве, и, конечно же, о дорогах.