Найти тему
Art et Vin

За шахматной доской художника Артуро Риччи

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А. С. Пушкин


Ай да Пушкин! Ай да сукин сын! Взял и метко вывел в пяти строках формулу познания мира. Недавнее чудное открытие для меня — это
Государственный музей искусств им. А. Кастеева в Алматы. Настоящий восторг от того насколько филигранно поработали искусствоведы музея создавая постоянную экспозицию. Постоянная экспозиция музея — это не выставка, жизнь которой несколько месяцев. Это нечто большее, она создаётся на годы, а может и десятилетия, поэтому её собирают особенно тщательно. Коллекция музея, конечно, уступает музеям с мировым именем, но восхищает насколько она разнообразна и бесценна. Здесь можно встретить малоизвестные, но оттого не менее прекрасные работы именитых художников.

Государственного музея искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, главный вход. Источник http://www.gmirk.kz/ru/
Государственного музея искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, главный вход. Источник http://www.gmirk.kz/ru/

Таким сюрпризом стала картина итальянского художника Артуро Риччи. Выпускник Академии изящных искусств он работал в стиле неорококо, другое название - второе рококо. Легкомысленный стиль рококо господствовал в европейском искусстве начиная со второй половине XVIII века и неразрывно связан с именем Людовика XV знаменитого представителя династии Бурбонов, в свою очередь имя которого связано с маркизой де Помпадур. Эта умная прелестница искусно потворствовала низменным инстинктам короля и от всей души помогала ему разорять страну благодаря губительной расточительности. «После меня хоть потоп» - величественно заявил Людовик XV, вроде как повторив эту фразу вслед за маркизой и остался верен своему слову, оставив в наследство преемнику и внуку страну на грани банкротства. Этот «потоп» проявился в лице Великой французской революции, где последний монарх Франции Старого порядка Людовик XVI потерял голову на гильотине и в этот период угас стиль рококо.

Людовик XV. Портрет работы ван Лоо.
Людовик XV. Портрет работы ван Лоо.

Стиль неорококо стал искусственно насаждаться в Европе в XIX веке. Он был одним из политических средств реставрации правления династии Бурбонов. Стиль характеризуется своей вычурностью, в нём всё сверх меры, он буквально кричит о маниакальной расточительности и роскоши, вместе с тем неорококо утратил лёгкость и изящество подлинного рококо. Но от этого он не стал менее привлекательным. Обилие декоративных деталей на стыке эклектики и историзма притягивает внимание. В одежде: кружева, рюши, оборки, бантики. В прическах: накладные локоны, шиньоны, ленты, цветы. В интерьере: двери и окна обрамляются тяжелыми драпировками, в ткани ярких расцветок проникают восточные мотивы, стены декорировались бумажными обоями, имитирующими шёлковый текстиль с цветочным орнаментом.

«Портрет мадам де Помпадур», художник Франсуа Буше
«Портрет мадам де Помпадур», художник Франсуа Буше

Но Артуро Риччи несмотря на то, что работал уже во времена неорококо, по его картинам видно, что он остался верен эпохе рококо и Просвещения. На картине «За шахматной доской» герои расположились в элегантном интерьере, украшенного картинами, зеркалами, гобеленами и коврами.

«За шахматной доской», художник Артуро Риччи
«За шахматной доской», художник Артуро Риччи

Мы видим трёх участников сценки за игрой в шахматы. Молодой и привлекательный мужчина явно в проигрышном положении: он напряжен и сосредоточен над следующим ходом, но расположение фигурок на доске не в его пользу.

Фрагмент картины «За шахматной доской», художник Артуро Риччи
Фрагмент картины «За шахматной доской», художник Артуро Риччи

Миловидная барышня расслаблена и мило улыбается, она уже наслаждается своей скорой победой. Вся эта ситуация её забавляет и является для неё тоже игрой. Мужчина в годах, стоящий рядом с девушкой, скорее всего её отец, он победоносно посмеивается, но ждёт что же предпримет соперник.

Фрагмент картины «За шахматной доской», художник Артуро Риччи
Фрагмент картины «За шахматной доской», художник Артуро Риччи

Похоже, что действие происходит в художественной мастерской. Если оторвать взгляд от центральной сцены, то видны несколько картин с изображением скорой победительницы. По правую сторону от неё стоят художественные принадлежности, на полу лежат наброски портретов. Но ничто не выдает в участниках этой сцены хозяина мастерской. Возможно, это пожилой мужчина, а может и сама обворожительная девушка. Молодой человек явно гость, он зашёл навестить свою визави: на его туфлях осталась уличная пыль, а позади столика на стуле лежит треуголка.

Работа художника завораживает виртуозностью исполнения и тонким чувством цвета. Каждый элемент этой картины прописан очень достоверно: складочки на одежде, лёгкая щетина у молодого мужчины, румянец на щеках очаровательной девушки, морщины на лице пожилого мужчины… От картины невозможно оторваться, её хочется исследовать и наслаждаться каждым штрихом.

Подписывайтесь на канал, здесь есть, что почитать:

Кто был солдатом бытового фронта и пехотинцем ЖКХ в султанском дворце?
Самый красивый Евгений Онегин в живописи.
Как Александр III на солдата Орешкина плевал.