Найти тему
LegenDaily

Как купить квартиру во Франции

Оглавление

Маргарита Арановская

Мы с мужем и дочкой уже несколько лет живем в съемных квартирах во Франции. И не раз задумывались о покупке собственного жилья. Оказалось, это нам по средствам: платить за ипотеку здесь не дороже, чем за аренду.

Многие считают, что основная беда мигранта – это тоска по родине. На самом деле куда больше раздражает бытовая беспомощность, когда ты с помощью своего базового запаса слов «Paris est la capitale de la France» должен объяснить по телефону сантехнику, что у тебя протекла крыша. А потом уверенно киваешь ремонтникам, делая вид, что понимаешь их, и стараешься не нервничать, когда они у тебя на глазах выпиливают дырку в потолке и уползают в нее искать протечку.

Помню тогда, чувствуя потребность поделиться своими бедами, отправила фотографию дырки в потолке (с которой нам, как потом выяснится, придется жить полгода) своему отцу, имеющему отношение к строительству. На что вместо сочувствия получила сообщение: «О, двойной слой гипрока, утеплитель! А французы неплохо строят!»

Меньше, но лучше

Качество жилья во Франции действительно хорошее. Если сравнивать с российскими стандартами, то можно смело «вычитать один»: то есть то, что в России отнесли бы к бизнес-классу, — тут комфорт. А жилье, которое россияне считают комфортным, — здесь дешевые дома для малоимущих.

Во Франции, как и в большинстве других западных стран, принято учитывать объемы жилищного строительства в жилых единицах (то есть считается число квартир и индивидуальных домов), а не в квадратных метрах, как в России.

Но основная разница заключается в структуре: во Франции гораздо бОльшую долю рынка занимает индивидуальное строительство. Например, в 2018 году тут было сдано 459,8 тыс. жилых единиц, из которых 28,8% — индивидуальные проекты и еще 11% — индивидуально-совместные (коттеджи, индивидуальные блоки в таун-хаусах).

В России же в основном строят многоквартирные дома: в 2018 году в РФ введено в строй 1309 тыс. жилых единиц, из которых на коттеджи и блоки в таун-хаусах приходится лишь 233 тыс. единиц.

7073 жилые единицы на каждый миллион человек населения — столько жилья строится во Франции в год;
из них 39,8% — коттеджи и блоки в таун-хаусах;
8918 жилых единиц на каждый миллион человек населения — столько жилья строится в России в год;
из них 17,8% — коттеджи и блоки в таун-хаусах.

В многоквартирных домах во Франции большинство жилых помещений создаются по индивидуальным планировкам. Много дуплексов, то есть двухъярусных квартир.

Ну, и еще один экзотический для россиян нюанс: на французских строителей государство не вешает строительство детских площадок, школ, больниц и т.д. Всем этим занимаются местные власти.

Почем за «квадрат»?

Средняя стоимость квадратного метра в Париже — около 10 тыс. евро, в Бордо — 4,3 тыс., в Ренне, где мы живем, — порядка 2,7 тыс. Из крупных (по французским меркам) городов самым дешевым по жилью является Сент-Этьен, там средняя цена составляет 930 евро за метр.

Однако не обязательно платить всю сумму самостоятельно, можно воспользоваться государственными программами поддержки — они свои в каждом регионе. От аналогичных российских они тоже существенно отличаются. Например, для получения помощи по французским программам не нужно быть молодой или многодетной семьей, бюджетником или сельским врачом, как в России. Главные требования — доход не выше определенного уровня и отсутствие жилья в собственности.

Например, доход семьи из четырех человек не должен превышать примерно 41,5 тыс. евро в год (2,91 млн рублей) — это 865 евро в месяц на каждого члена семьи. Если перевести в рубли, то на каждого члена семьи получится по 60,52 тыс. рублей в месяц — во Франции таких считают малоимущими.

В этом случае семья имеет право на покупку жилья по регулируемой цене, которая будет на 20-30% ниже рыночной. Ограничений по метражу при этом нет.

Я любопытства ради как-то закинула удочку: можем ли мы с мужем и дочкой как мигранты из Восточной Европы принять участие в подобной программе? Отправила запрос в агентство, которое этим занимается. Оказалось, что можем, причем пакет документов, который нужно собрать, совсем небольшой: по сути, нужно только подтверждение доходов и доказательство, что ты снимаешь квартиру.

Про дешевую европейскую ипотеку уже все наслышаны, добавить тут особо нечего — средняя ставка 2% (максимум — 3,5%). Собственные средства должны составлять 30-35%. Во многих случаях купить жилье в ипотеку и выплачивать кредит дешевле, чем тратиться на аренду жилья. Это зависит от спроса на арендное жилье в каждом конкретном городе. Но разница все равно будет небольшая.

Высотки — это плохо

Если жилье даже по субсидируемой цене или в ипотеку не по карману, есть еще социальное жилье. В отличие от России, где нужны основания на то, чтобы встать на очередь, во Франции претендовать на социальное жилье может любой, включая иностранца, проживающего на территории Франции без гражданства. Разница лишь в том, что человек, имеющий льготы (например, безработный), не будет платить за квартиру почти ничего, а тот, у кого льгот нет, — платить государству за аренду.

Арендная плата за социальное жилье значительно ниже рыночных арендных ставок, а жилье по качеству не уступает частному. Например, это может быть новый отдельный дом в хорошем районе и со своим гаражом. Срок ожидания такого жилья зависит от города: в Париже придется ждать заселения 8-10 лет, а в некоторых городах, например, в Виши, многие социальные дома и квартиры пустуют — так что тут дадут жилье сразу после обращения.

Основная боль Франции — гетто. Они возникли в 1960-х, когда в страну пошли первые большие потоки мигрантов (к слову, лидерами по количеству тогда были португальцы, поэтому у них тут своеобразная репутация). Для них тогда строили компактное дешевое жилье — многоэтажки на окраинах с общими подземными парковками, которые превратились в «офисы» наркодилеров.

В 2000-х эти кварталы стали массово перестраивать. Сегодня наличие высоток — самый простой способ отличить плохой квартал от хорошего: обычно высота жилых домов во Франции не более 16 этажей (исключение — бизнес-квартал Парижа, где есть башни высоких жилых категорий).

Парижский район Клиши-Батиньоль площадью 54 га строится на месте бывшей промзоны. Площадь жилья составит 200 тыс. м2, здесь будут жить 7,5 тыс. человек. Половина квартир — социальные, еще 30% поступит в продажу, 20% — в коммерческий наем.
Парижский район Клиши-Батиньоль площадью 54 га строится на месте бывшей промзоны. Площадь жилья составит 200 тыс. м2, здесь будут жить 7,5 тыс. человек. Половина квартир — социальные, еще 30% поступит в продажу, 20% — в коммерческий наем.

Власти стараются способствовать тому, чтобы не было концентрации в одном месте только частного или только социального жилья, всячески его смешивая. Например, частные строители выделяют по несколько квартир в доме под соцжилье или под продажу по субсидируемой цене. Распространена реновация социального жилья: многоэтажки сносят, делают в них перепланировки квартир, увеличивая метраж. У нас рядом с домом, например, модернизировали жилое здание, не снося его: спилили балконы, надстроили два этажа и отремонтировали фасады.

При этом я ни разу не сталкивалась с протестами жителей против реновации, хотя французов хлебом не корми — дай попротестовать. Реновацию всячески приветствуют: видимо, не допускают мысли, что государство может обмануть обитателей старых домов, сослав их из хороших районов на убогую периферию. Во Франции действует несколько государственных программ обновления старых кварталов и редевелопмента бывших промзон, и получить или купить жилье по ним — вполне реальная перспектива. Но об этом в другой раз.

Источники фото: pinterest.co.uk, magazindomov.ru, parisetmetropole-amenagement.fr, varlamov.ru, admagazine.ru, designchat.com, archi.ru.