Найти тему
ВТБ Страна

Космос Малевича и артель «Вербовка»

Оглавление

Непридуманные истории из жизни русских авангардистов

Русские художники-авангардисты известны во всем мире как самые смелые экспериментаторы. Так, например, благодаря их творческим изысканиям живопись перешла от предметной формы в беспредметную. Другими словами — перестала зависеть от существующих во вселенной объектов, став полем для бесконечных опытов с цветом и формами.

Неудивительно, что буквально каждый представитель русского авангарда — уникальная личность, которая на протяжении всей жизни искала вдохновение и пробовала самые разные творческие методы. Но иногда вдохновение находило художников само, рождалось из каких-то неординарных (порою смешных и абсурдных) жизненных сцен, переворачивая реальность похлеще «Черного квадрата». 

Звонок, изменивший все

Музыка в жизни первого в истории мировой живописи абстракциониста Василия Кандинского всегда играла особенную роль. Свои произведения он зачастую создавал, находясь под впечатлением от музыки великих композиторов, например, Рихарда Вагнера и Александра Скрябина. Именно из музыки художник берет названия для своих работ: «композиции», «импровизации» и «концерты». 

Но однажды в доме Василия Кандинского зазвонил телефон — в трубке он услышал голос, который повлиял на жизнь художника больше, чем любая музыка. На том конце провода была незнакомка, Нина Андреевская.

Нина с детства любила живопись, ей посчастливилось увидеть легендарные коллекции Щукина и Морозова, которые были представлены широкой публике в Москве. Эксперименты французских художников — Пикассо, Матисса, Гогена, Брака, Дерена — поразили ее воображение, хотя истинная ценность произведений девочке была не до конца понятна. 

Позже, посетив выставку современных русских художников, Нина была неприятно удивлена — картины подействовали на нее скорее отталкивающе. Все, кроме одной. Это произведение было особенным: цвета и формы были объединены на холсте в единый магический поток, порождающий причудливые эффекты. Работа принадлежала кисти Василия Кандинского. 

В 1916 году — на ужине в дружеской компании — Андреевская услышала, что одному человеку необходимо срочно связаться с Кандинским по вопросу выставки. К этому времени Нина уже была знакома с племянником художника и пообещала во что бы то ни стало связаться с ним и передать всю необходимую информацию. 

«Посвящение незнакомому голосу», Василий Кандинский, 1916 год
«Посвящение незнакомому голосу», Василий Кандинский, 1916 год

Кандинский услышал в трубке голос незнакомой девушки. И, когда их короткий разговор должен был закончиться, он тихо сказал: «Я хочу непременно познакомиться с вами лично». Сразу после разговора Василий Кандинский создал акварель «Посвящение незнакомому голосу» («Меня поразил твой голос», — признавался позже художник). 

На момент знакомства Кандинскому было почти 50, Нине — 17. 11 февраля 1917 года, спустя 5 месяцев после того звонка, пара обвенчалась. 

Литография из альбома «Супрематизм. 34 рисунка», Казимир Малевич, 1920 год
Литография из альбома «Супрематизм. 34 рисунка», Казимир Малевич, 1920 год

Президент космического пространства

Чаще всего имя Казимира Малевича ассоциируют с «Черным квадратом». Однако мало кто знает, что прогрессивные взгляды художника (сильно опережавшие время) находили свое воплощение и за рамками живописи. Так, например, он первым в истории изобразительного искусства озвучил возможности создания космических спутников (как утверждают специалисты, само слово «спутник» было введено именно Малевичем) и гигантских небоскребов.

В 1917 году в письме художнику Матюшину Малевич пишет: «Я видел самого себя в космосе, где меня скрывали точки и раскрашенные полосы; там, среди них, я отправился в бездну. Этим летом я провозгласил себя президентом космического пространства».

Идеи Малевича в это время выходили далеко за рамки изобретенной художником «супрематической живописи», в которой преобладало превосходство чистых форм. Возможности космического пространства и полета увлекали Малевича — и вскоре стали появляться в его искусстве, а также в произведениях коллег-художников начала XX века. 

В развитии этих идей Малевич пошел дальше других, став, по сути, первым футурологом в русском искусстве. Уже в 1913 году он мечтал, что «огромные города и мастерские художников будут находиться на борту громадных цеппелинов». По мнению Малевича, человек не должен ограничиваться освоением Земли и близлежащих планет, ему под силу освоить весь космос. В брошюре «Супрематизм. 34 рисунка» он поделился мыслью о возможности «межпланетного полета и создания орбитальных спутников, которые позволят человеку освоить для себя космическое пространство».  

«Супрематическая живопись: летящий аэроплан», Казимир Малевич, 1915 год
«Супрематическая живопись: летящий аэроплан», Казимир Малевич, 1915 год

Картина Казимира Малевича «Супрематическая живопись: летящий аэроплан» состоит из 13 четырехугольников. Полет в творчестве художника — это демонстрация возможностей предметов, которые могут обрести независимость от своего собственного веса (что сильно перекликается с ходом научно-технической мысли того времени и развитием летательных аппаратов). 

Объявив, что «череп человека — тот же космос», в 1920 году художник увлекся архитектурой, видя в ней синтез всех видов искусства. «Архитектура — синтетическое искусство, и именно поэтому ей следует объединиться со всеми остальными областями искусства», — говорит художник. Созданные им «Архитектоны» — серия причудливых гипсовых скульптур — поражают своей изобретательностью. Некоторые из них Малевич представлял как модели космических строений… 

Несмотря на утопичность этих идей (на первый взгляд), прямо в процессе работы над «Архитектонами» художник вернул своего зрителя с небес (из космоса) на землю: последующие модели стали прообразами современных небоскребов. В 1926 году польский журнал Praesens опубликовал снимок с применением фотомонтажа, показав, как может выглядеть «супрематический небоскреб» на фоне высоток Нью-Йорка. 

Эскиз декораций к спектаклю «Дама-призрак», Александра Экстер, 1924 год
Эскиз декораций к спектаклю «Дама-призрак», Александра Экстер, 1924 год

Союз вышивальщиц и авангардистов

Казалось бы, что может быть общего у художников-авангардистов и рукодельного народного промысла? Одна из «амазонок русского авангарда» Александра Экстер своим творчеством доказала, что, если соединить воедино экспериментальное и традиционное искусство — эффект может быть ошеломительным.

Началось все с того, что во второй половине XIX века возрос интерес к национальному культурному наследию. Стремясь его сохранить, меценаты обратились к воспроизводству народных кустарных ремесел в созданных ими мастерских. Самыми яркими примерами таких «культурных центров» стали усадьбы Абрамцево мецената Саввы Мамонтова и Талашкино княгини Марии Тенишевой. 

В 1900 году в селе Вербовка (Киевская губерния) под руководством художницы и коллекционера Натальи Давыдовой (1875—1933) была создана художественная мастерская, продолжающая традиции крестьянской вышивки и ее коллекционирования. Изученные художественные мотивы применялись здесь для украшения современных изделий — шарфов, подушек, поясов и прочего. В 1907 году вышивки были использованы для декорирования выставки знаменитого художника Михаила Нестерова. 

В 1914 году к работе артели, состоящей из 30 вышивальщиц, Давыдова привлекла свою подругу — художницу Александру Экстер. С этого момента кустарная мастерская «Вербовка» превратилась в уникальную лабораторию авангардного искусства. 

Свою задачу артель сформулировала следующим образом: «Найти новый тип художественных вышивок». С этой целью в мастерскую к работе над эскизами для вышивок были приглашены профессиональные художники — Казимир Малевич, Иван Пуни, Георгий Якулов, Любовь Попова, Ольга Розанова, Надежда Удальцова и другие. Критик и искусствовед Яков Тугенхольд очень точно охарактеризовал деятельность артели: «Здесь беспредметная красочность как бы возвращается к изначальному истоку своему».

Эскиз костюма к трагедии Оскара Уайльда «Саломея», Александра Экстер, 1917 год
Эскиз костюма к трагедии Оскара Уайльда «Саломея», Александра Экстер, 1917 год

В декабре 1917 года на «Второй выставке современного искусства» было представлено порядка 400 супрематических работ с вышивкой гладью и аппликациями на шелке: сумочки, шарфы, чехлы для подушек, веера, ширмы, ленты и многое другое. К сожалению, эти предметы сохранились лишь на фотографиях, сделанных Оливером Сейлером. Но доподлинно известно, что выставка потрясла зрителей; пресса писала, что живописная беспредметность предстала в «ликующем блеске ослепительных красок (шелков), скомбинированных в самых смелых сочетаниях».

Но для «Вербовки», как и для всей страны, 1917 год оказался трагическим: выставка стала последней и завершила столь недолгую, но яркую деятельность артели. 

В 1919 году имение Вербовка будет разрушено, Наталья Давыдова и ее младший сын из-за ложного доноса окажутся в стенах ЧК. Наталье Михайловне удастся оказаться на свободе и эмигрировать, а ее сыну уже нет. В эмиграции она будет пытаться создать аналогичную мастерскую и выполнять заказы для парижских домов моды и самой Коко Шанель. Но память о прошлом (и о погибшем сыне) не отпустит — в 1929 году она примет решение добровольно уйти из жизни…

К сожалению, работ артели «Вербовка» сохранилось крайне мало — все они представляют большую ценность для музеев (как и любая редкая находка). Поэтому деятельность другой, современной артели «Вербовка-100», созданной в наше время к столетию знаменитой мастерской, представляет большое значение для осмысления (и сохранения) национальных культурных традиций. 

Для справки

Шедевры представителей русского авангарда начала XX века можно увидеть на выставках «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» (Третьяковская галерея, 23 октября 2019 — 23 февраля 2020). Выставка проходит при поддержке банка ВТБ.

Текст: Наталья Игнатова