Начало 1941 года. Грозовые тучи сгущались на западных границах Советского Союза. Командованию соединений Вооруженных Сил СССР было известно заявление И. В. Сталина на совещании высшего командного состава в Кремле 13 января 1941 года о том, что на западе назревает война с фашистской Германией, а на востоке — с Японией.
Советское правительство принимало все меры военного и дипломатического порядка, чтобы не допустить нападения Германии. Но, к сожалению, в пограничной зоне появлялись все новые и новые признаки надвигающейся грозы. Среди населения упорно распространялись слухи о том, что скоро будет война и, что например, в Бессарабию скоро вновь вернутся румыны и немцы. В магазинах раскупалась соль, мука, сахар, керосин, участилось движение беженцев с румынской территории, преимущественно евреев и украинцев по национальности. Они рассказывали о том, что в Румынии создается общественное мнение о необходимости войны против СССР с помощью Германии и Италии, целью которой должно быть отторжение Украины. Стали поступать сведения о сосредоточении у румынско-советской границы крупных сил немецких и румынских войск. Там же в Румынии активизировалась антисоветская деятельность организаций с ярко выраженным прогерманским, фашистским характером.
Провокационные действия выражались в систематическом обстреле наших пограничных нарядов и территории, в попытках втягивать наших пограничников в разговоры и склонить их к переходу на румынскую территорию. Участились нарушения границы румынскими самолетами, которые приводили к столкновениям с советской авиацией.
Летом 1941 года резко повысили активность разведывательные органы сопредельной стороны в переброске своей агентуры на советскую территорию. Были даже попытки засылки шпионов под прикрытием ружейно-пулеметного огня. Участились и случаи нападения на красноармейцев-одиночек, порыва линий связи, разбрасывания антисоветских листовок.
В середине июня, например дивизии 48-го стрелкового корпуса были подняты по тревоге в целях проведения очередных учений. Однако все участники учений усмотрели в этом нечто другое — выдвижение войск на рубежи прикрытия Государственной границы СССР. Две дивизии 48-го корпуса заняли рубежи на реке Прут, а 74-я Таманская находилась во втором эшелоне в районе города Бельцы. 20 июня 1941 года от командира 48-го стрелкового корпуса последовал приказ выдать бойцам и командирам каски.
Все с напряжением ожидали тревожных событий. Примерно в половине четвертого утра 22 июня 1941 года был получен сигнал «Гроза», по которому следовало вскрыть красный пакет, содержащий план действий по прикрытию Государственной границы СССР.
Читать также: Успешные действия Красной Армии утром 22 июня 1941 года, первые герои Великой Отечественной войны.