Найти в Дзене
Кот Баюн

МЕСТО, ГДЕ ЖИЛИ БОГИ. часть вторая.

Другие публикации этой серии:

ВСЕГРЕЧЕСКИЙ ПОТОП

ПОД ВЛАСТЬЮ ПОТОМКОВ ГЕРАКЛА

МЕЧТА СТАТЬ ЭЛЛИНОМ

ГОРОД БОГОВ У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА. часть первая.

ГОРОД БОГОВ У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА. часть вторая.

НА РУИНАХ ГОРОДА БОГОВ. часть первая.

НА РУИНАХ ГОРОДА БОГОВ. часть вторая.

МЕСТО, ГДЕ ЖИЛИ БОГИ. часть первая.

Схема раскопок
Схема раскопок

От руин храма Деметры мы направляемся к греческому театру, он реконструирован, или вернее, построен заново и используется во время ежегодных фестивалей. А его вид, на фоне вершин Олимпа, просто бесподобен, если немного напрячь фантазию, можно легко представить древнюю Македонию, когда все вокруг было новым, молодым и кипело жизнью.

Англоязычная схема раскопок несколько лучше показывает расположение объектов на местности.
Англоязычная схема раскопок несколько лучше показывает расположение объектов на местности.

ГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

Эллинистический театр построен в 221-179 до н.э., на месте ранее существовавшего греческого, в годы правления Филиппа V, на склоне невысокого естественного холма. Его «чаша» развернута на северо-восток в сторону моря, что способствовало хорошей вентиляции.

-4

Театру Диона присущ ряд особенностей, не характерных для других греческих театров: сидения для зрителей были кирпичными, а «чашу» поддерживала искусственная насыпь. Сцена сделана немного выше, чем орхестра, получился древний аналог современной оркестровой ямы, это особенность театров эллинистического периода.

Были предусмотрены устройства, для показа различных спецэффектов. Например, подземный переход, который начинался от участка сцены и заканчивался у отверстия посреди орхестры. Эта, так называемая, «Харонова лестница», она использовалась для появления на сцене призраков из царства мертвых, в соответствии с текстом некоторых драматических произведений. В нишах на сцене стояли статуи. Вода, собиравшаяся в огромной чаше (в настоящее время значительная часть ее отсутствует), стекала в открытый сток у края орхестры и отводилась оттуда по желобу.

Во время раскопок театра найдены монеты IV в. до н.э., это говорит о том, что до возведения в III в. до н.э. театра, руины которого мы наблюдаем сейчас, здесь находилось аналогичное сооружение более древних времен. Правда было оно попроще и несколько меньших размеров, но трагедии Эврипида, написанные в Македонии, т.е. «Архелай» и «Вакханки» первый раз были представлены публике именно здесь.

Результаты раскопок приводят к выводу, что театр, вероятно, был заброшен после 168 г. до н.э. Он продолжал функционировать в первые годы римского владычества, но пришел в упадок после постройки римских театров в этом районе.

-5

Рядом с греческим театром обнаружено святилище Диониса, что вполне ожидаемо, изначально в Греции театр служил как раз для представлений в его честь.

Античный театр отреставрирован, здесь с 1972 года проходят ежегодные Олимпийские фестивали музыкального и театрального искусства. На сцене древнего театра играют трагедии и комедии античных авторов. Так же ежегодно летом в Дионе проводят Олимпийский марафон. За театром невдалеке находился стадион, но сейчас он застроен домами деревеньки Дион.

ХРАМ ИСИДЫ

Иси́да (Изи́да) одно из верховных египетских божеств, сестра Осириса и его жена, мать Гора. Она была крайне популярна в Древнем мире и исполняла многочисленные обязанности. Исида (Асет, Аст, Исет, Усет) была символом материнства и женственности, помогала женщинам при родах, защищала новорожденных. Она была богиней воды и ветра, покровительницей мореплавания и защитницей моряков, покровительницей медицины и владычицей скорпионов.

-6

В метафизическом смысле, Исида олицетворяла плодородие, и любовь ко всему окружающему, она символизировала смерть, исцеления и рождение. Важной ролью богини Исиды, с точки зрения ее почитателей, была роль защитницы мертвых, ей молились и просили помочь душе пройти долгий путь в загробном мире. Символами богини были: змея(мудрость), полумесяц (целомудрие), колосья (плодородие), лотос (святость), рог (изобилие), лодка (символ спасения).

Богиня покровительствовала ремесленникам, рабам, грешникам, и угнетённым, возможно, как раз этим объясняется ее высокая популярность и широкое распространение культа по всему миру, позднее, как раз малоимущие и рабы первыми воспримут христианство. Впрочем, Исида довольно долго сосуществовала и конкурировала с христианством, в Греции, Риме и Египте поклонение египетской богине продолжалось до VI в. н. э. Образ «Божественной Матери» с младенцем Гором на руках, символизирующем наш физический мир, стал прообразом христианской богоматери с младенцем Иисусом.

Культ Исиды был популярен в Египте и широко известен в античном мире. Во времена завоеваний Александра Великого, множество греков, путешествующих с его армией или сражающихся в ней, стали почитателями «Вселенской Богини-Матери» и поклонение «той, у которой тысяча имен» стало повсеместным сначала в Греции, чуть позднее в Риме, а затем распространилось по всему Средиземноморью. Остатки ее храмов найдены во многих греческих городах, в Риме и Помпеях.

-7

Раскопки на территории храма начаты в 1978 году. В этой обильной водой местности, они проводились в очень трудных условиях. Неоднократно оползни или страшные наводнения покрывали глиной все, что было открыто благодаря невероятным усилиям. Кроме всего прочего, понадобилось сместить русло реки, чтобы очистить находившуюся на дне сохранившуюся часть центрального храма.

Зато, перед учеными предстало практически нетронутое святилище с храмами, жертвенниками, портиком для посетителей, комнатами жрецов и большим числом статуй, причем некоторые из них не упали с постаментов, а продолжали стоять, как в древности. Даже алтарь храма был найден неповрежденным, окруженным подношениями.

Культ воды, текущей с Олимпа, сыграл главную роль при основании святилища на этом месте. В классическую эпоху здесь находился храм Артемиды Лохии (родовспомогательницы), это была одна из ипостасей Артемиды-охотницы. Позднее, во времена эллинизма, египетская богиня заменила греческую, сохранив ее функции, священный источник оказался внутри сооруженного здесь храма Исиды Лохии, а воды другого источника были отведены в бассейн храма Афродиты Гиполимпидии (Афродиты предгорий Олимпа).

Реконструкция
Реконструкция

Священная дорога к храму Изиды функционировала со 2 века до н.э. до 4 века н.э. Святилище занимало обширную территорию, центральный вход находился на востоке. Небольшой, повседневный вход, находился на северной стороне святилища. От главного входа к храму вела дорога, предназначенная для торжественных шествий. Строго напротив входа возвышался центральный храм с четырьмя ионийскими колоннами. Перед храмом был расположен большой жертвенник. На фасаде храма находился барельеф, изображавший Исиду, одетую в широкополый головной убор, с колосьями и скипетром в руках.

За колоннами поднималась мраморная лестница, которая вела в пристройку перед входом в храм (пронаос) и затем во внутреннюю часть храма (целлу). На ступенях храма обнаружены два постамента, на которых были плиты, стоящие на своем месте со времен античности, с высеченными на них очертаниями ступней и посвятительными надписями в честь Исиды Лохии.

-9

Согласно установленному обычаю, праздник Исиды проводился два раза в год - весной и осенью. В эти дни поклоняющиеся богине допускались на территорию теменоса и приносили жертвы, каждый в меру своих возможностей - от быков до мелкой птицы. Женщины приходили сюда, чтобы избавиться от бесплодия.

Слева от центрального храма находился небольшой храм Афродиты Гиполимпидии, сооруженный из кирпича и частично облицованный мрамором, прочая часть строения была покрыта красной штукатуркой. Имя богини начертано на постаменте из темного мрамора рядом с входом. Небольшое здание состояло из одного помещения, а в центре его пола был сооружен бассейн со ступенями. У западной стены, в прямоугольной нише стояла статуя Афродиты. В нижней части, на мраморном бортике бассейна находилась еще какая-то статуя, которая не сохранилась. Так же в помещении находился небольшой алтарь и барельеф с изображением Афродиты верхом на козле.

Точно не известно, кому был посвящен храм, примыкающий к центральному святилищу справа. По всей вероятности, он тоже имел какое-то отношение к Афродите, судя по статуе Эрота, которая найдена в его прихожей. Она относилась к скульптурной группе Афродиты и Эрота. Эти три храма располагались на одной прямой и принадлежали к начальному проекту религиозного комплекса II века н.э.

Находящийся южнее четвертый храм был сооружен позднее, о чем свидетельствуют другая кладка стены и его несимметричное, по отношению к другим строениям комплекса, местонахождение в углу святилища. Во время раскопок 1979 года здесь была найдена статуя богини, стоящая на своем постаменте. Это изображение женщины с рогом изобилия в левой руке. Нет сомнений, что это статуя Исиды Тихи, о чем гласит надпись на жертвеннике. Внутри храма находился священный источник, облицованный мраморными плитами.

В северном крыле святилища археологи обнаружили зал с двумя пустыми постаментами скульптур Анфестии Юкунды и ее дочери Максимы, на третьем из них стояла скульптура Юлии Фругианы Александры. Супружеская чета Анфестиев и Юлия Александра пожертвовали храму значительную денежную сумму, в знак благодарности город Дион установил их скульптурные изображения в святилище. Рядом были расположены комнаты, предназначенные для гипнотерапии и медитации.

К делу совершенно не относится, но, интересно! Какую сумму надо пожертвовать, например, храму Христа Спасителя в Москве, чтобы быть удостоенным изображения на иконе, висящей в нем в отдельном зале?!

-10

Согласно изысканиям археологов, святилище Исиды, было построено в конце классической эпохи, а затем полностью перестроено с основания во II в. н.э. Возможно именно тогда поклонение Исиде официально сменило культ Артемиды. В новых сооружениях были установлены как старые, так и новые статуи. Святилище продолжало действовать до IV века н.э., когда оно сильно пострадало от разрушительного землетрясения. Жречество начало было отстраивать святилище снова, однако страшные наводнения и частые землетрясения окончательно положили конец существованию храма и города Дион.

Сильное землетрясение, обратившее в развалины святилище, разрушило и самую раннюю христианскую базилику. В Дионе, в течение некоторого времени, сосуществовало поклонение Исиде и Христу, что подтверждает популярность и мощь культа этой богини. Даже христиане, весьма нетерпимые к другим религиям, не могли долгое время добиться официального запрета на поклонение ей.

Во время раскопок святилища Исиды археологи нашли большое число статуй, в том числе неповреждённых. При создании заповедника их заменили на копии, а оригиналы поместили в музей.

Дальше наша дорога лежит по направлению к главным храмам религиозного комплекса Диона, святилищам царя богов Зевса. Одно из них, храм Зевса Гипсистоса, как раз находится недалеко от святилища Деметры.

-11

Другие публикации этой серии:

ВСЕГРЕЧЕСКИЙ ПОТОП

ПОД ВЛАСТЬЮ ПОТОМКОВ ГЕРАКЛА

МЕЧТА СТАТЬ ЭЛЛИНОМ

ГОРОД БОГОВ У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА. часть первая.

ГОРОД БОГОВ У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА. часть вторая.

НА РУИНАХ ГОРОДА БОГОВ. часть первая.

НА РУИНАХ ГОРОДА БОГОВ. часть вторая.

МЕСТО, ГДЕ ЖИЛИ БОГИ. часть первая.

-12