Почему у некоторых отелей пять звезд, а у других, которые ничуть не хуже первых, только три? Ведь часто разница между ними лишь в цене, а уровень комфорта одинаковый. Откуда взялись семизвездочные гостиницы и как в России обстоят дела со звездностью? Разберемся, каким образом классифицируются отели.
Откуда взялась «звездная» система
Долгое время разные страны использовали собственные системы классификации гостиниц, пока в начале ХХ века не появилась Всемирная туристическая организация (ВТО). Именно она предложила привести все системы к общему знаменателю – системе звезд. Это стало практически универсальным критерием оценки гостиниц. Каждая категория отелей предоставляет определенный уровень сервиса и должна соответствовать стандартам, утвержденным ВТО.
Почему отели одинаковой «звездности» могут отличаться
Главная причина этого неожиданного разнообразия в том, что сертификация на «звездность» – дело добровольное. Казалось бы, владельцы отелей должны гнаться за максимальным количеством звезд, но это работает не всегда.
Например, в Испании существует следующий закон: чем выше звездность, тем больший налог платит хозяин отеля. Следовательно, экономные владельцы сознательно занижают класс гостиницы – делать это не возбраняется. Для других отелей звезды – это показатель, который привлекает туристов, поэтому они гонятся за наивысшим рейтингом.
Другая проблема – нет глобального органа, присваивающего то или иное количество звезд. Во Франции этот процесс контролируется Министерством туризма, в Италии звездность определяется в каждом регионе по-своему, а в США одним из самых престижных считается рейтинг Американской автомобильной ассоциации, который присваивает заведениям «бриллианты». В Великобритании «звездностью» занимается Автомобильная ассоциация Британии: долгое время она оценивала отели по трехзвездочной системе и лишь в 2007 году перешла на пятизвездочную.
Наряду с ААА большим доверием пользуется рейтинг Forbes Travel Guide, который существует с 1958 года. Его эксперты оценивают отели анонимно и о присужденной оценке хозяева отелей узнают постфактум.
Как оценивает отели система Hotelstars Union
Раньше в каждой европейской стране была собственная система оценок, но 14 декабря 2009 года в Праге появилась единая система стандартов для отелей Hotelstars Union. Сегодня в нее входят Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Германия, Эстония, Греция, Венгрия, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Швеция и Швейцария. В системе Hotelstars Union учитывают размер номеров, наличие помещений для конференций, работу с жалобами постояльцев и отзывы туристов о гостинице – всего 270 критериев, то есть намного больше и полнее, чем в большинстве национальных систем. Например, в шведской системе добровольной классификации отелей их было всего 130.
Согласно системе, каждый отель своей категории должен соответствовать определенным условиям:
- 1 звезда: в отеле – ресепшн, телефон, сейф, напитки и завтрак, в номерах – туалет и душевая, телевизор, стол и стул, мыло, полотенца, ежедневная уборка;
- 2 звезды: в отеле – интернет, оплата картой, буфет с завтраками, в номерах – лампа для чтения у кровати, гель для душа и шампунь в ванной или душевой, возможность взять или приобрести зубную щетку, пасту и принадлежности для бритья;
- 3 звезды: в отеле – ресепшн работает 14 часов в день и 24 часа доступен по телефону, место для отдыха и ожидания возле ресепшена, возможность заказать стирку, чистку и глажку одежды, в номерах – телефон, напитки, фен, зеркало, место для чемодана, дополнительные подушки и одеяло;
- 4 звезды: в отеле – ресепшн работает 16 часов в день и 24 часа доступен по телефону, лобби с креслом и напитками, бар, возможность заказать блюда в номер, в номерах – мини-бар, дополнительные кресло или диван, журнальный столик, халат и тапочки, ванная косметика;
- 5 звезд: в отеле – ресепшн работает 24 часа, многоязычный персонал, парковка, консьерж, большой холл, возможность воспользоваться компьютером, в номерах – цветы или подарки в день заезда, круглосуточная доставка еды в номер, набор ванной косметики в отдельных флаконах, сейф, интернет.
Откуда взялись семизвездочные гостиницы
Пятизвездочная система как способ оценки отелей признана на международном уровне, но в некоторых странах, например, в ОАЭ, можно встретить гостиницы с шестью и даже с семью звездами. Это, скорее, маркетинговый ход владельцев отелей, которые хотят «приманить» обеспеченных клиентов. Тем не менее, стоит отметить, что качество и количество услуг в таких отелях действительно выше, чем в пятизвездочных.
А как в России?
Согласно поправкам в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», к 1 января 2021 года все отели России должны пройти обязательную классификацию, то есть им должны быть присвоены звезды. Все критерии оценки можно посмотреть в Приложении 1 к приказу Министерства культуры от 3 декабря 2012 года N 1488 «Об утверждении порядка классификации туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями».
Эксперты по оценке отелей – это сотрудники организаций, аккредитованных государством. Они смотрят, соответствует ли гостиница тому количеству звезд, на которое претендует, а также проводят оценку заведения в баллах. Все это фиксируется в протоколах, которые подписывают эксперт и представитель гостиницы. Позже данные загружаются в Федеральный реестр туристических объектов. Подробно о порядке классификации можно прочитать на сайте классификация-туризм.рф.
А чтобы иметь представление о том, каким с точки зрения Министерства культуры должен быть отель той или иной категории, ознакомьтесь с кратким перечнем условий:
- без звезд: в отеле – вывеска на здании, система аварийного освещения, горячая и холодная вода, отопление, система вентиляция, служба приема и размещения гостей, телевизор, гардероб, в номерах – площадь не менее 9 кв. м (одноместный) или 12 кв. м (двухместный), ежедневная уборка, туалет и ванная или душевая в холле;
- 1 звезда: в отеле – одно- и двухместные номера должны составлять не менее 25 % номерного фонда, континентальный завтрак, в номерах – не менее 25 % комнат имеют собственные санузлы с ванной или душем, вентиляторы в жаркое время года;
- 2 звезды: в отеле – одно- и двухместные номера должны составлять не менее 50 % номерного фонда, ресторан или кафе, в номерах – не менее 50 % комнат имеют санузлы с ванной или душем, телефонная связь, постельное белье меняют раз в 3 дня;
- 3 звезды: в отеле – здание и вывеска подсвечиваются ночью, площадка для кратковременной парковки, охранная сигнализация, видеонаблюдение в общественных зонах и коридорах, лифты в зданиях выше трех этажей, расширенный завтрак, двухразовое или трехразовое питание, в номерах – городской телефон, площадь не менее 12 кв. м (одноместный), 15 кв. м (двухместный), собственный санузел, обслуживание в номере, круглосуточное меню;
- 4 звезды: в отеле – система кондиционирования, лифты в зданиях выше двух этажей, услуги экскурсовода и переводчика, организация встреч, гладильная, аренда автомобиля, круглосуточное питание, завтрак «шведский стол», в номерах – площадь площадь не менее 14 кв. м (одноместный), 16 кв. м (двухместный), улучшенная звукоизоляция;
- 5 звезд: в отеле – номера высшей категории занимают не менее 5 % номерного фонда: интернет во всех номерах и общественных помещениях, стирка и химчистка, ресторан, круглосуточный бар, кафе или ночной клуб, тренажерный зал, конференц-зал.
Помните, что при бронировании гостиницы не всегда стоит слепо верить звездности гостиницы, но можно обратиться к «народному рейтингу» – оценке гостей. Отзывы постояльцев помогут принять решение, стоит ли останавливаться в этом отеле или поискать что-нибудь еще.