Найти в Дзене
Уехал по работе

О чем говорят звезды: как отелям присваивают категории

Оглавление

Почему у некоторых отелей пять звезд, а у других, которые ничуть не хуже первых, только три? Ведь часто разница между ними лишь в цене, а уровень комфорта одинаковый. Откуда взялись семизвездочные гостиницы и как в России обстоят дела со звездностью? Разберемся, каким образом классифицируются отели. 

Откуда взялась «звездная» система

Долгое время разные страны использовали собственные системы классификации гостиниц, пока в начале ХХ века не появилась Всемирная туристическая организация (ВТО). Именно она предложила привести все системы к общему знаменателю – системе звезд. Это стало практически универсальным критерием оценки гостиниц. Каждая категория отелей предоставляет определенный уровень сервиса и должна соответствовать стандартам, утвержденным ВТО. 

Почему отели одинаковой «звездности» могут отличаться

Главная причина этого неожиданного разнообразия в том, что сертификация на «звездность» – дело добровольное. Казалось бы, владельцы отелей должны гнаться за максимальным количеством звезд, но это работает не всегда. 

Например, в Испании существует следующий закон: чем выше звездность, тем больший налог платит хозяин отеля. Следовательно, экономные владельцы сознательно занижают класс гостиницы – делать это не возбраняется. Для других отелей звезды – это показатель, который привлекает туристов, поэтому они гонятся за наивысшим рейтингом. 

Другая проблема – нет глобального органа, присваивающего то или иное количество звезд. Во Франции этот процесс контролируется Министерством туризма, в Италии звездность определяется в каждом регионе по-своему, а в США одним из самых престижных считается рейтинг Американской автомобильной ассоциации, который присваивает заведениям «бриллианты». В Великобритании «звездностью» занимается Автомобильная ассоциация Британии: долгое время она оценивала отели по трехзвездочной системе и лишь в 2007 году перешла на пятизвездочную. 

Наряду с ААА большим доверием пользуется рейтинг Forbes Travel Guide, который существует с 1958 года. Его эксперты оценивают отели анонимно и о присужденной оценке хозяева отелей узнают постфактум. 

Как оценивает отели система Hotelstars Union

Раньше в каждой европейской стране была собственная система оценок, но 14 декабря 2009 года в Праге появилась единая система стандартов для отелей Hotelstars Union. Сегодня в нее входят Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Германия, Эстония, Греция, Венгрия, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Швеция и Швейцария. В системе Hotelstars Union учитывают размер номеров, наличие помещений для конференций, работу с жалобами постояльцев и отзывы туристов о гостинице – всего 270 критериев, то есть намного больше и полнее, чем в большинстве национальных систем. Например, в шведской системе добровольной классификации отелей их было всего 130.

Подробные условия получения каждой звезды на сайте европейского отделения организации Hotelstars Union
Подробные условия получения каждой звезды на сайте европейского отделения организации Hotelstars Union

Согласно системе, каждый отель своей категории должен соответствовать определенным условиям:

  • 1 звезда: в отеле – ресепшн, телефон, сейф, напитки и завтрак, в номерах – туалет и душевая, телевизор, стол и стул, мыло, полотенца, ежедневная уборка;
  • 2 звезды: в отеле – интернет, оплата картой, буфет с завтраками, в номерах – лампа для чтения у кровати, гель для душа и шампунь в ванной или душевой, возможность взять или приобрести зубную щетку, пасту и принадлежности для бритья;
  • 3 звезды: в отеле – ресепшн работает 14 часов в день и 24 часа доступен по телефону, место для отдыха и ожидания возле ресепшена, возможность заказать стирку, чистку и глажку одежды, в номерах – телефон, напитки, фен, зеркало, место для чемодана, дополнительные подушки и одеяло;
  • 4 звезды: в отеле – ресепшн работает 16 часов в день и 24 часа доступен по телефону, лобби с креслом и напитками, бар, возможность заказать блюда в номер, в номерах – мини-бар, дополнительные кресло или диван, журнальный столик, халат и тапочки, ванная косметика;
  • 5 звезд: в отеле – ресепшн работает 24 часа, многоязычный персонал, парковка, консьерж, большой холл, возможность воспользоваться компьютером, в номерах – цветы или подарки в день заезда, круглосуточная доставка еды в номер, набор ванной косметики в отдельных флаконах, сейф, интернет.

Откуда взялись семизвездочные гостиницы

Пятизвездочная система как способ оценки отелей признана на международном уровне, но в некоторых странах, например, в ОАЭ, можно встретить гостиницы с шестью и даже с семью звездами. Это, скорее, маркетинговый ход владельцев отелей, которые хотят «приманить» обеспеченных клиентов. Тем не менее, стоит отметить, что качество и количество услуг в таких отелях действительно выше, чем в пятизвездочных.

Бурж Эль Араб — отель-парус в Дубай, один из немногих семизвездочных отелей мира
Бурж Эль Араб — отель-парус в Дубай, один из немногих семизвездочных отелей мира

А как в России?

Согласно поправкам в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», к 1 января 2021 года все отели России должны пройти обязательную классификацию, то есть им должны быть присвоены звезды. Все критерии оценки можно посмотреть в Приложении 1 к приказу Министерства культуры от 3 декабря 2012 года N 1488 «Об утверждении порядка классификации туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями». 

Эксперты по оценке отелей – это сотрудники организаций, аккредитованных государством. Они смотрят, соответствует ли гостиница тому количеству звезд, на которое претендует, а также проводят оценку заведения в баллах. Все это фиксируется в протоколах, которые подписывают эксперт и представитель гостиницы. Позже данные загружаются в Федеральный реестр туристических объектов. Подробно о порядке классификации можно прочитать на сайте классификация-туризм.рф.

А чтобы иметь представление о том, каким с точки зрения Министерства культуры должен быть отель той или иной категории, ознакомьтесь с кратким перечнем условий:

  • без звезд: в отеле – вывеска на здании, система аварийного освещения, горячая и холодная вода, отопление, система вентиляция, служба приема и размещения гостей, телевизор, гардероб, в номерах – площадь не менее 9 кв. м (одноместный) или 12 кв. м (двухместный), ежедневная уборка, туалет и ванная или душевая в холле;
  • 1 звезда: в отеле – одно- и двухместные номера должны составлять не менее 25 % номерного фонда, континентальный завтрак, в номерах – не менее 25 % комнат имеют собственные санузлы с ванной или душем, вентиляторы в жаркое время года;
  • 2 звезды: в отеле – одно- и двухместные номера должны составлять не менее 50 % номерного фонда, ресторан или кафе, в номерах – не менее 50 % комнат имеют санузлы с ванной или душем, телефонная связь, постельное белье меняют раз в 3 дня;
  • 3 звезды: в отеле – здание и вывеска подсвечиваются ночью, площадка для кратковременной парковки, охранная сигнализация, видеонаблюдение в общественных зонах и коридорах, лифты в зданиях выше трех этажей, расширенный завтрак, двухразовое или трехразовое питание, в номерах – городской телефон, площадь не менее 12 кв. м (одноместный), 15 кв. м (двухместный), собственный санузел, обслуживание в номере, круглосуточное меню;
  • 4 звезды: в отеле – система кондиционирования, лифты в зданиях выше двух этажей, услуги экскурсовода и переводчика, организация встреч, гладильная, аренда автомобиля, круглосуточное питание, завтрак «шведский стол», в номерах – площадь площадь не менее 14 кв. м (одноместный), 16 кв. м (двухместный), улучшенная звукоизоляция;
  • 5 звезд: в отеле – номера высшей категории занимают не менее 5 % номерного фонда: интернет во всех номерах и общественных помещениях, стирка и химчистка, ресторан, круглосуточный бар, кафе или ночной клуб, тренажерный зал, конференц-зал.

Помните, что при бронировании гостиницы не всегда стоит слепо верить звездности гостиницы, но можно обратиться к «народному рейтингу» – оценке гостей. Отзывы постояльцев помогут принять решение, стоит ли останавливаться в этом отеле или поискать что-нибудь еще.