Помните, как в детской гуаши не получался фиолетовый цвет? Как только к красному попадал синий, всё превращалось в серо-коричневую массу. Обидно было? Сразу скажу, что детям лучше покупать большой набор гуаши, такой где много готовых цветов. Но это я отклонилась от темы.
Так в чём же дело?
Причина в тепло-холодности красного в смеси. Красные оттенки бывают холодными, вроде цвета спелой вишни, и тёплые, больше напоминающие хорошую морковь или помидор.
Рассмотрим таблицу
Посмотрите на выкраску, где я показала все возможные варианты смешения синих и красных оттенков из большого набора акварели. Работает она как таблица умножения – на пересечении горизонтали и вертикали лежит результат.
И тут хорошо заметно по горизонтальным рядам, как качество красного задаёт звучность фиолетового. Тёплые красные – кадмий и железноокисная красная – дают глухие оттенки. Это первая и последняя строчки таблицы смесей. Холодные – рубиновая, карминовая, краплак – звонкие. И соответственно второй, третий и четвёртый ряды. А самые яркие фиолетовые цвета получаются из химических хинакридонов – пятый и шестой ряд.
Почему так происходит?
В тёплом красном есть жёлтая нота. И этот жёлтый загрязняет фиолетовый, который получается в итоге. Впрочем, далеко не всегда получается грязь. Кадмий красный с церулеумом (верхний левый квадрат смесей) дают очень интересный серый оттенок. Кроме прочего, эта смесь ещё и красиво распадается на отдельные гранулы при высыхании.
Теперь вы понимаете, что не так с детской гуашью? В небольшие наборы гуаши всегда кладут тёплую красную краску.
Спасибо за вашу любознательность!
Ваша К. С.
#акварель_кс
Ноты художника, или Как красиво подобрать цвета
Как использовать цветовой круг