Воспоминания Витте, видного государственного деятеля времен Александра III и Николая II, безумно многословны, полны повторов и скучных подробностей (начав говорить о ком-нибудь, он вспомнит и его родословную, и перечислит членов его семьи, попутно развесив ярлыки - кто толковый человек, а кто чучело гороховое), но в этом есть и плюсы - иногда встречаются такие замечательные детали, которые при более тщательном отборе материала наверняка остались бы за кадром.
Вот, например, что говорит Сергей Юльевич по поводу одной странной питейной привычки преуспевающих москвичей дореволюционной поры.
«...Приезжаю я в Москву, сажусь на скорый поезд, смотрю - отдельный вагон, спрашиваю:
- Кто едет в отдельном вагоне?
Отвечают, что едут самые первоклассные москвичи.
Смотрю - приходят в долгополых сюртуках Кокорев и Губонин (они одевались полукупцами, полумужиками); затем явился инженер Данилов, а потом, наконец, притащился и Сущов, вместе с которым появились какие-то особые деревянные вёдра и несколько ящиков вина.
И вот они целую ночь, от Москвы до Петербурга, всё время играли в карты, дули шампанское с отваром огурцов, т. е. с огурцовым квасом. Таким образом, во время дороги от Москвы до Петербурга они выпили все эти вёдра огурцового кваса и всё шампанское.
Я очень удивился их вкусу и, конечно, по их способу не пил.
Но затем, когда я был министром финансов и ездил на Нижегородскую выставку, то на эту выставку приезжал нынешний Император Николай II.
В первый день приезда Государя давали большой обед. Во время этого обеда я сидел около генерал-адъютанта Рихтера и видел, что многие пьют шампанское, смешанное с чем-то. Оказалось, что это было шампанское, смешанное с квасом, но уже не с огурцовым квасом, а с хлебным.
Таким образом, эта смесь шампанского с квасом, по-видимому, в то время была в моде в Москве, а из Москвы, вероятно, напиток этот распространился и в другие места».
Куда подевалась эта квасная мода? И вернётся ли она когда-нибудь?