Когда в Европе индустриальный прогресс стал набирать большие обороты, модницы обрадовались тому, что могут использовать достижения промышленности в своих целях. Наверняка, вы видели фотографии и рисунки с изображением платьев конца 18-го – 19-го столетий приятного зеленого оттенка.
Желанной для англичанок и француженок «лесной» палитры удалось добиться только благодаря опытам исследователя К. В. Шииле, который добавил в определенную химическую смесь опасный яд белого мышьяка.
Дамы были в восторге от нового красителя, окрашивающего ткани в чудесные зеленоватые цвета. Но они не подозревали о том, что кожные болезни, общее плохое самочувствие с постоянными головокружениями и болью являются следствием того, что мышьяк принялись использовать не только для окрашивания нарядов, блюд, интерьеров, но и женских украшений. Многих несчастных такая жестокая мода доводила до неминуемой гибели.
Модные тенденции эпохи королевы Виктории с одной стороны, могут показаться милыми: европейские красавицы обожали украшать свои изящные прически повязками и диадемами из натуральных цветов, при этом листья и бутоны могли чередоваться с драгоценными камнями. Однако недолговечную красоту флоры нужно было как-то сохранить,
чтобы прикреплять букеты к волосам и модным шляпкам. Почему бы не вымачивать живые растения в том самом мышьяке? – подумали изобретательные химики и «осчастливили» дам.
Прошло целое столетие, прежде чем ученые исследовали пресловутые украшения для волос из пропитанных ядом цветов. Концентрация мышьяка в таких вещицах была, зачастую, просто несовместима с жизнью.
Так, одна из диадем побила все рекорды и оказалась «оружием массового поражения», поскольку ядовитым содержимым цветочного украшения можно было погубить не менее двадцати человек.
Но больше меня поразили шляпки, декорированные чучелами настоящих птиц. Мало того, что специально для изготовления шляпок безобидных птах лишали жизни.
Такие «изыски» моды тоже содержали в себе ядовитые химические соединения. Да и выглядели подобные шляпки, мягко говоря, странно. Но мир живой природы настолько привлекал мужчин и женщин 19-го века, что добрались и до насекомых!
С ними поступали проще – высушивали останки жуков, паучков, бабочек и прочих летающих-ползучих обитателей лесов и полей. Прикрепляли к ним цепочки из драгоценных металлов, декорировали блестящие панцири красивых жуков драгоценными камнями и жемчужинами. Так рождались излюбленные вещицы светских леди – броши, браслеты, кольца, заколки и прочие ювелирно-энтомологические предметы.
Носить на себе сверкающего золотом некогда живого светлячка и надевать роскошную шляпу с прикрепленными к ней чучелами птичек с ярким оперением вовсе не считалось варварством. Напротив, общество полагало, что отдает некую дань почтения планете, проявляет уважение к миру растений, птиц и насекомых.
Кроме повсеместного использования мышьяка, представительницы прекрасного пола умудрялись испортить свое здоровье модой на кукольные талии в тридцать три сантиметра. Это вообще представить сложно: модницы радовались, запирая свое тело в тугие и узкие корсеты.
Украшенные лентами, вышивкой, жемчугом и камнями, эти предметы женского гардероба приводили к тому, что внутренние органы смещались, деформировались, наступало бесплодие.
Дамы не только лишались чувств, но, зачастую, больше никогда не приходили в себя. К счастью, двадцатый век и новая мода Коко Шанель избавила любительниц экстремальных талий от вредоносных корсетов.
На смену «природным» украшениям и ядовитому декору пришли творения ювелиров из сверкающих самоцветов, натурального и искусственного жемчуга. А также свободные, удобные и практичные наряды, которые современные женщины ценят и по сей день.