Найти тему
Андрей Ковалев

Трудности Северного Морского Пути. Что еще, кроме льда?

Обеспечивает сложную арктическую трассу ледокольный флот – атомные и дизель-электрические ледоколы. Сегодня у России самый мощный ледокольный флот в мире.

Атомный ледокол 50 лет Победы
Атомный ледокол 50 лет Победы

Расстояние для следования судов в Азию по Северному морскому пути почти в 1,5 раза короче традиционных маршрутов вокруг Европы, через Суэцкий канал. Но есть и недостатки у данного маршрута.

Дизель-электрический ледокол
Дизель-электрический ледокол

Про ледокольное обеспечение я уже говорил. Навигация по северному морскому пути длится 3 - 4 месяца. И даже во время такой короткой навигации часто встречаются серьезные скопления льдов и требуется помощь ледоколов. В остальное время – это труднопроходимая толща льдов.

Слабый еще ледок
Слабый еще ледок

Кстати, в сентябре 2010 года наш питерский паром «Георг Отс» прошел Севморпутем из Санкт-Петербурга во Владивосток. Это единственный в своем роде переход Северным морским путем пассажирского судна такого класса. (Примечание: у парома имеются открывающиеся носовые и кормовые аппарели (визоры) для заезда на паром колесной техники).

Паром "Георг Отс". Визор открыт, выезжают машины.
Паром "Георг Отс". Визор открыт, выезжают машины.

Много надежд и планов в 21 веке связывается с глобальным освоением Севморпути. Но есть и объективные трудности, от которых трудно отмахнуться.

Вид на ледовые поля из рубки ледокола
Вид на ледовые поля из рубки ледокола

Крупные иностранные судовладельцы пока не спешат переориентировать свои суда на проход в Юго-Восточную Азию и обратно через российскую арктическую трассу, несмотря на приличную экономию времени перехода, а соответственно топлива и скорости доставки грузов, отсутствие оплаты за транзитный проход (в отличие от прохода Суэцким каналом).

Проводка судов
Проводка судов

Причин тому, на мой взгляд, несколько:

  • отсутствие крупнотоннажных судов с хорошим ледовым классом
  • повторюсь, короткое время навигации
  • отсутствие портов-убежищ на случай поломки или аварии
  • отсутствие возможностей пополнения снабжения (вода, топливо, продукты)
  • проблемы со сдачей отходов (мусор, льяльные и сточные воды, шлам)
  • нет полного покрытия связью на всем протяжении трассы
  • непредсказуемость времени в пути, невозможность построения четкого графика судозаходов (сложная ледовая обстановка и погодные условия)

А вот крупные российские компании вовсю освоили и активно пользуются Северным морским путем. Из года в год растет тоннаж перевезенного груза.

В основном, это сжиженный природный газ, нефть, конденсаты, твердые и сыпучие полезные ископаемые с северных российских месторождений. Еще перевозится много оборудования, в том числе и для добычи полезных ископаемых, снабжения и продовольствия для северных регионов страны.

Также нельзя забывать о роли Северного морского пути в освоении арктического шельфа, научных и исследовательских экспедиций, и важного стратегического назначения полярной трассы.

Суровая красота Севера
Суровая красота Севера

Планируется ежегодное увеличение грузопотока по Севморпути, строительство морских спасательно-координационных центров вдоль всей трассы, модернизация существующих портов, увеличение глубин подходных каналов.

А самая главная задача – построение современного транзитного транспортного коридора из Европы в страны Юго-Восточной Азии и обратно.

-9

Как видите, перспектив у нашей арктической трассы много, планов и проектов – еще больше, а что сбудется, покажет время.

Если вам понравилась статья, то ставим 👍 и подписываемся на канал.

Читайте на канале:
Из Хельсинки в Стокгольм на пароме. Факты, информация, ощущения.
Ностальгия по зиме. Обледенелый паром в Питере.
Северный Морской Путь. Как всё начиналось.