Обеспечивает сложную арктическую трассу ледокольный флот – атомные и дизель-электрические ледоколы. Сегодня у России самый мощный ледокольный флот в мире.
Расстояние для следования судов в Азию по Северному морскому пути почти в 1,5 раза короче традиционных маршрутов вокруг Европы, через Суэцкий канал. Но есть и недостатки у данного маршрута.
Про ледокольное обеспечение я уже говорил. Навигация по северному морскому пути длится 3 - 4 месяца. И даже во время такой короткой навигации часто встречаются серьезные скопления льдов и требуется помощь ледоколов. В остальное время – это труднопроходимая толща льдов.
Кстати, в сентябре 2010 года наш питерский паром «Георг Отс» прошел Севморпутем из Санкт-Петербурга во Владивосток. Это единственный в своем роде переход Северным морским путем пассажирского судна такого класса. (Примечание: у парома имеются открывающиеся носовые и кормовые аппарели (визоры) для заезда на паром колесной техники).
Много надежд и планов в 21 веке связывается с глобальным освоением Севморпути. Но есть и объективные трудности, от которых трудно отмахнуться.
Крупные иностранные судовладельцы пока не спешат переориентировать свои суда на проход в Юго-Восточную Азию и обратно через российскую арктическую трассу, несмотря на приличную экономию времени перехода, а соответственно топлива и скорости доставки грузов, отсутствие оплаты за транзитный проход (в отличие от прохода Суэцким каналом).
Причин тому, на мой взгляд, несколько:
- отсутствие крупнотоннажных судов с хорошим ледовым классом
- повторюсь, короткое время навигации
- отсутствие портов-убежищ на случай поломки или аварии
- отсутствие возможностей пополнения снабжения (вода, топливо, продукты)
- проблемы со сдачей отходов (мусор, льяльные и сточные воды, шлам)
- нет полного покрытия связью на всем протяжении трассы
- непредсказуемость времени в пути, невозможность построения четкого графика судозаходов (сложная ледовая обстановка и погодные условия)
А вот крупные российские компании вовсю освоили и активно пользуются Северным морским путем. Из года в год растет тоннаж перевезенного груза.
В основном, это сжиженный природный газ, нефть, конденсаты, твердые и сыпучие полезные ископаемые с северных российских месторождений. Еще перевозится много оборудования, в том числе и для добычи полезных ископаемых, снабжения и продовольствия для северных регионов страны.
Также нельзя забывать о роли Северного морского пути в освоении арктического шельфа, научных и исследовательских экспедиций, и важного стратегического назначения полярной трассы.
Планируется ежегодное увеличение грузопотока по Севморпути, строительство морских спасательно-координационных центров вдоль всей трассы, модернизация существующих портов, увеличение глубин подходных каналов.
А самая главная задача – построение современного транзитного транспортного коридора из Европы в страны Юго-Восточной Азии и обратно.
Как видите, перспектив у нашей арктической трассы много, планов и проектов – еще больше, а что сбудется, покажет время.
Если вам понравилась статья, то ставим 👍 и подписываемся на канал.
Читайте на канале:
Из Хельсинки в Стокгольм на пароме. Факты, информация, ощущения.
Ностальгия по зиме. Обледенелый паром в Питере.
Северный Морской Путь. Как всё начиналось.