В 2019 году после семилетнего судебного разбирательства Верховный суд Испании принял важное решение о широком толковании концепции создания ассоциации между изображением на упаковке товара и наименованием места происхождения товара (далее - НМПТ), в случае когда они имеют отношение к одному и тому же географическому региону.
Сыр Манчего – сорт твердого сыра, который производится в высокогорном регионе Испании Кастилья Ла-Манча из молока овец исключительно породы Манчега. Сыр Манчего - символ Испании наряду с хамоном и паэльей. Даже Сервантес упоминал этот легендарный сыр в своем романе «Дон Кихот», одноименный герой которого был родом из Ла-Манчи.
Манчего (исп. «Manchego») в переводе с испанского означает «Из Ла-Манчи». Согласно зарегистрированному в Европейском Союзе НМПТ «Queso Manchego» (исп. – сыр Манчего), его приготовлением имеют право заниматься сыроварни лишь четырех испанских провинций — Альбасет, Куэнка, Сьюдад-Реал и Толедо. Они продолжают традиции предков и, как в былые времена, в процессе производства заворачивают сыр в ткань из травы эспарто. На несъедобной поверхности образуется зигзагообразный рисунок, по которому сыр Манчего определяют во всем мире.
Производитель Industrial Quesera Cuquerella SL (далее - IQC) из Ла-Манчи разместил на упаковке своего сыра этикетку с изображением Дон Кихота, его костлявого коня Росинанта (исп. – Rocinante), пейзажи с ветряными мельницами и овцами и словесным элементом ROCINANTE. В отношении сыров данного производителя НМПТ «Queso Manchego» не зарегистрировано. Стоит отметить, что IQC не использует надпись «Queso Manchego» на упаковке своих сыров
Фонд Fundacion Consejo Regulador de la Denominacion de Origen Protejida Queso Manchego, который отвечает за управление и защиту НМПТ «Queso Manchego», и на этикетках производителей которого также изображена фигура Дон Кихота и его коня, подал иск против IQC и потребовал признать незаконным использование изображения Дон Кихота и других символов, ассоциирующихся с регионом Ла-Манча, на упаковке сыра, производимого IQC.
Испанские суды первой и второй инстанции встали на защиту IQC и постановили, что изображения, ассоциирующиеся с регионом Ла-Манча, могут быть использованы на этикетках сыра, производимого в этом регионе. Но Верховный суд Испании не разделил эту позицию и запросил Суд ЕС разъяснить, может ли изображение на упаковке товара вызвать ассоциацию с конкретным зарегистрированным НМПТ.
2 мая 2019 года Суд ЕС принял решение, что ассоциация с НМПТ возникает не только с помощью словесных элементов, но и изобразительных. Суд также разъяснил, что производители, расположенные в регионе зарегистрированного НМПТ, не имеют право использовать изобразительные элементы, вызывающие у потребителей ассоциацию с товаром, защищенным данным НМПТ, на упаковке своих продуктов, не защищенных данным НМПТ.
После этого Верховному суду Испании предстояло оценить на основании данного решения, способно ли изображение Дон Кихота и других изобразительных элементов вызвать у потребителя ассоциацию с зарегистрированным НМПТ «Queso Manchego», то есть установить, существует ли между ними четкая концептуальная связь. Также суду Испании предстояло решить, необходимо ли рассматривать словесные и изобразительные элементы упаковки вместе для установления возникновения данной ассоциации.
18 июля 2019 года Верховный суд Испании вынес решение о том, что все изобразительные элементы на упаковке сыра, а именно фигура Дон Кихота, его коня, мельниц и овец, вызывают у потребителя ассоциацию с регионом Ла-Манча и НМПТ «Queso Manchego». Более того, суд аннулировал регистрацию словесного товарного знака «ROCINANTE», так как он также, по мнению суда, вызывает ассоциацию с НМПТ «Queso Manchego».
Данное решение крайне важно для борьбы с этикетками, на которых косвенно и с целью ввести потребителей в заблуждение использованы изобразительные элементы и символы, ассоциирующиеся с географическими регионами и их известными продуктами.